Бакалавриат
2021/2022





Анализ данных в социологии
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Анализ данных в социологии» являются изучение и практическое освоение теории вероятностей, математической статистики и базовых методов статистического анализа данных в социальных науках; изучение и практическое освоение компьютерных программ, применяемых для статистического анализа данных (пакета SPSS); приобретение понимания специфики работы с количественными данными в социальных науках, понимания типов задач, которые могут быть решены с помощью статистических методов. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные понятия теории вероятностей, математической статистики, методы статистического анализа данных в пределах программы курса; уметь ставить и понимать социологические задачи, которые могут быть решены с помощью статистического анализа данных, понимать специфику данных, используемых в статистическом анализе, а также владеть навыками самостоятельного статистического анализа данных на компьютере в программах SPSS.
Цель освоения дисциплины
- Изучение и практическое освоение базовых методов статистического анализа данных в социальных науках
- Изучение и практическое освоение базовых методов статистического анализа данных в социальных науках
- Изучение и практическое освоение компьютерной программы, применяемой для статистического анализа данных: SPSS
- Изучение и практическое освоение компьютерной программы, применяемой для статистического анализа данных: SPSS
- Формирование понимания специфики работы с количественными данными в социальных науках, понимания типов задач, которые могут быть решены с помощью различных статистических методов
- Формирование понимания специфики работы с количественными данными в социальных науках, понимания типов задач, которые могут быть решены с помощью различных статистических методов
Планируемые результаты обучения
- Умеет проверять кластерную модель на устойчивость
- Умеет проверять кластерную модель на устойчивость
- Владеет навыками реализации иерархического КА и КА методом К-средних в SPSS
- Владеет навыками реализации иерархического КА и КА методом К-средних в SPSS
- Владеет навыками реализации ФА МГК в SPSS
- Владеет навыками реализации ФА МГК в SPSS
- Знает возможности и ограничения применения кластерного анализа
- Знает возможности и ограничения применения кластерного анализа
- Знает возможности и ограничения применения факторного анализа методом главных компонент (МГК)
- Знает возможности и ограничения применения факторного анализа методом главных компонент (МГК)
- Знает для решения каких задач в модель линейной регрессии включаются эффекты взаимодействия
- Знает для решения каких задач в модель линейной регрессии включаются эффекты взаимодействия
- Знает какие переменные перед включением в модель линейной регрессии необходимо преобразовать в фиктивные.
- Знает какие переменные перед включением в модель линейной регрессии необходимо преобразовать в фиктивные.
- Знает логику создания фиктивных переменных и умеет их создавать в SPSS
- Знает логику создания фиктивных переменных и умеет их создавать в SPSS
- Знает различия в иерархическом алгоритма КА и КА методом К-средних
- Знает различия в иерархическом алгоритма КА и КА методом К-средних
- Знает специфику зависимой переменной в модели бинарной логистической регрессии
- Знает специфику зависимой переменной в модели бинарной логистической регрессии
- Знает требования к выборке для получения корректных результатов ФА МГК
- Знает требования к выборке для получения корректных результатов ФА МГК
- Знает требования к данным для построения моделей линейной регрессии
- Знает требования к данным для построения моделей линейной регрессии
- Знает требования к уровню измерения наблюдаемых переменных для кластерного
- Знает требования к уровню измерения наблюдаемых переменных для кластерного
- Знает требования к уровню измерения наблюдаемых переменных для факторного анализа МГК
- Знает требования к уровню измерения наблюдаемых переменных для факторного анализа МГК
- Может интерпретировать регрессионные коэффициенты и оценивать качество моделей линейной регрессией
- Может интерпретировать регрессионные коэффициенты и оценивать качество моделей линейной регрессией
- Обосновывает и отбирает итоговое количество кластеров в модели
- Обосновывает и отбирает итоговое количество кластеров в модели
- Обосновывает и отбирает итоговое количество факторов в модели
- Обосновывает и отбирает итоговое количество факторов в модели
- Определяет качество полученных кластеров (в методе К-Средних): контрастность, наполненность и компактность
- Определяет качество полученных кластеров (в методе К-Средних): контрастность, наполненность и компактность
- Отличает вырожденное факторное решение от невырожденного
- Отличает вырожденное факторное решение от невырожденного
- Понимает разницу между условиями применения методов параметрической и непараметрической статистики.
- Понимает разницу между условиями применения методов параметрической и непараметрической статистики.
- Понимает, в каких случаях вместо линейной регрессии необходимо использовать логистическую регерссию, в частности бинарную.
- Понимает, в каких случаях вместо линейной регрессии необходимо использовать логистическую регерссию, в частности бинарную.
- Умеет проводить диагностику моделей линейной регрессии на основные ограничения и устранять несоблюдение этих ограничений
- Умеет проводить диагностику моделей линейной регрессии на основные ограничения и устранять несоблюдение этих ограничений
- Умеет интерпретировать дендрограмму
- Умеет интерпретировать дендрограмму
- Умеет интерпретировать модель бинарной логистической регрессии в линейной и экспоненциальной форме
- Умеет интерпретировать модель бинарной логистической регрессии в линейной и экспоненциальной форме
- Умеет интерпретировать полученные значения кластерных переменных
- Умеет интерпретировать полученные значения кластерных переменных
- Умеет интерпретировать полученные значения факторных переменных
- Умеет интерпретировать полученные значения факторных переменных
- Умеет интерпретировать регрессионные коэффициенты в модели линейной регрессии с фиктивными переменными
- Умеет интерпретировать регрессионные коэффициенты в модели линейной регрессии с фиктивными переменными
- Умеет интерпретировать регрессионные коэффициенты при переменных-эффектах взаимодействия
- Умеет интерпретировать регрессионные коэффициенты при переменных-эффектах взаимодействия
- Умеет интерпретировать факторные нагрузки
- Умеет интерпретировать факторные нагрузки
- Умеет оценивать качество модели бинарной логистической регрессии
- Умеет оценивать качество модели бинарной логистической регрессии
- Умеет правильно выбирать метод вращения факторных нагрузок в ФА МГК
- Умеет правильно выбирать метод вращения факторных нагрузок в ФА МГК
- Умеет правильно интерпретировать таблицу шагов аггломерации (в иерархическом кластерном анализу)
- Умеет правильно интерпретировать таблицу шагов аггломерации (в иерархическом кластерном анализу)
- Умеет реализовывать с помощью SPSS тесты Манна –Уитни, знаков рангов Вилкоксона и непараметрический анализ Краскла-Уоллиса
- Умеет реализовывать с помощью SPSS тесты Манна –Уитни, знаков рангов Вилкоксона и непараметрический анализ Краскла-Уоллиса
- Умеет содержательно интерпретировать результаты тестов Манна –Уитни, знаков рангов Вилкоксона и непараметрического анализа Краскла-Уоллиса
- Умеет содержательно интерпретировать результаты тестов Манна –Уитни, знаков рангов Вилкоксона и непараметрического анализа Краскла-Уоллиса
- Умеет создавать в SPSS и включать в регрессионную модель эффекты взаимодействия категориальных переменных, категориальных и интервальных переменных.
- Умеет создавать в SPSS и включать в регрессионную модель эффекты взаимодействия категориальных переменных, категориальных и интервальных переменных.
- Умеет строить модель бинарной логистической регрессии в SPSS
- Умеет строить модель бинарной логистической регрессии в SPSS
- Формулирует содержательные задачи, для решения которых применим кластерный анализ
- Формулирует содержательные задачи, для решения которых применим кластерный анализ
- Формулирует содержательные задачи, для решения которых применим факторный анализ
- Формулирует содержательные задачи, для решения которых применим факторный анализ
Содержание учебной дисциплины
- Базовые методы непараметрической статистики
- Базовые методы непараметрической статистики
- Классическая линейная регрессия: парная и множественная. Введение в МНК. Ограничения модели регрессии.
- Классическая линейная регрессия: парная и множественная. Введение в МНК. Ограничения модели регрессии.
- Регрессия с фиктивными переменными
- Регрессия с фиктивными переменными
- Эффекты взаимодействия в регрессионных моделях.
- Эффекты взаимодействия в регрессионных моделях.
- Бинарная логистическая регрессия
- Бинарная логистическая регрессия
- Мультиномиальная логистическая регрессия
- Мультиномиальная логистическая регрессия
- Тема 7 Факторный анализ
- Тема 7 Факторный анализ
- Тема 8 Кластерный анализ
- Тема 8 Кластерный анализ
Элементы контроля
- ЭкзаменНа выполнение экзаменационного теста дистанционно отводится на 30% меньше времени, чем в аудитории. Во время выполнения экзаменационного теста запрещено пользоваться любыми материалами. При выполнении теста дистанционно у студента должны быть включены камера, демонстрация всего экрана и звук. Невозможность выполнить любое из этих условий должна быть подтверждена документально. Без документального подтверждения студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи экзамена аналогично процедуре сдачи. Студенты будет предложен вариант экзаменационного теста, отличный от того, который студент писал первый раз.
- ЭкзаменНа выполнение экзаменационного теста дистанционно отводится на 30% меньше времени, чем в аудитории. Во время выполнения экзаменационного теста запрещено пользоваться любыми материалами. При выполнении теста дистанционно у студента должны быть включены камера, демонстрация всего экрана и звук. Невозможность выполнить любое из этих условий должна быть подтверждена документально. Без документального подтверждения студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи экзамена аналогично процедуре сдачи. Студенты будет предложен вариант экзаменационного теста, отличный от того, который студент писал первый раз.
- Контрольные работы: средняя оценкаПри расчёте средней оценки за контрольные работы, работы, не сданные без уважительной причины, входят в расчёт с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Всего 2 контрольные работы: по итогам 2-го модуля и по итогам 3-го модуля. Контрольные работы выполняются в аудитории. Длительность 4 академических часа
- Контрольные работы: средняя оценкаПри расчёте средней оценки за контрольные работы, работы, не сданные без уважительной причины, входят в расчёт с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Всего 2 контрольные работы: по итогам 2-го модуля и по итогам 3-го модуля. Контрольные работы выполняются в аудитории. Длительность 4 академических часа
- Домашние задания: средняя оценкаНе сданные без уважительной причины работы входят в расчёт средней оценки за домашние задания с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Темы домашних заданий: "Непараметрическая статистика", "Линейная регрессия", "Регрессия с фиктивными переменными и эффекты взаимодействия", "Логистическая регрессия", "Факторный анализ" и "Кластерный анализ".
- Домашние задания: средняя оценкаНе сданные без уважительной причины работы входят в расчёт средней оценки за домашние задания с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Темы домашних заданий: "Непараметрическая статистика", "Линейная регрессия", "Регрессия с фиктивными переменными и эффекты взаимодействия", "Логистическая регрессия", "Факторный анализ" и "Кластерный анализ".
- Промежуточный тест по каждой теме: средняя оценкаНе сданные без уважительной причины работы входят в расчёт средней оценки за промежуточные тесты с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Тест предусмотрен по каждой теме.
- Промежуточный тест по каждой теме: средняя оценкаНе сданные без уважительной причины работы входят в расчёт средней оценки за промежуточные тесты с оценкой 0. Уважительность причины оценивается учебным офисом образовательной программы. Тест предусмотрен по каждой теме.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль
- 2021/2022 учебный год 2 модуль
- 2021/2022 учебный год 3 модуль
- 2021/2022 учебный год 3 модуль
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Домашние задания: средняя оценка + 0.25 * Контрольные работы: средняя оценка + 0.25 * Промежуточный тест по каждой теме: средняя оценка + 0.25 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Домашние задания: средняя оценка + 0.25 * Контрольные работы: средняя оценка + 0.25 * Промежуточный тест по каждой теме: средняя оценка + 0.25 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 3 модуль
- 2022/2023 учебный год 3 модуль
- 2022/2023 учебный год 4 модуль
- 2022/2023 учебный год 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
- Meyers, L. S. (2013). Performing Data Analysis Using IBM SPSS. Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=610849
- SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
- SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002
- SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях, Таганов, Д., 2005
- Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский, А. О., 2006
- Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371
Рекомендуемая дополнительная литература
- Син Такахаси - Занимательная статистика. Факторный анализ. Манга - Издательство "ДМК Пресс" - 2015 - ISBN: 978-5-97060-116-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93563