• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Русский язык 19 века: родной или неизвестный?"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бычкова Полина Андреевна, Рахилина Екатерина Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает медленное лингвистическое чтение фрагментов классических текстов русской литературы, определение расхождений нормы того времени и современной нормы, а также лингвистическую интерпретацию таких расхождений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • становление навыка исследовательской деятельности
  • формирование рефлексии, направленной на внимание к стилистическим нормам разных уровней, владению разными регистрами речи, анализу текстов разных эпох
  • формирование стратегий анализа текста художественного произведения
  • становление навыка комментирования
  • освоение приемов составления эффективных научных презентаций
  • освоение навыка работы с электронными базами данных
  • формирование навыка составления учебных пособий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть нормами составления учебных материалов
  • уметь пользоваться лингвистическими корпусами
  • владеть навыками медленного чтения художественного призведения
  • владеть терминологией, позволяющей составлять лингвистический и исторический комментарий
  • знать принципы анализа диахронических языковых изменений
  • знать принципы составления исторического комментария
  • знать стратегии составления лингвистического комментария
  • уметь понимать разметку лингвистических корпусов
  • уметь систематизировать различия между нормами разных эпох
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Корпус исторических изменений русского языка (ХIХ век vs ХХI век)
  • Создание учебных заданий на материале данных об исторических изменениях русского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Пересдача домашнего задания происходит в десятидневный срок. На пересдачу принимается домашнее задание, исправленное в соответствии с комментариями преподавателя.
  • неблокирующий Опрос
  • неблокирующий Проект
    Пересдача проекта происходит в срок, установленный учебным офисом. На пересдачу принимается проект, исправленный в соответствии с комментариями преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Домашние задания + 0.5 * Проект + 0.1 * Опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесов В.В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 298с. - ISBN: 978-5-534-03662-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-2-421478

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Савельева Л. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОСНОВЫ ПАЛЕОРУСИСТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-08435-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-osnovy-paleorusistiki-425013

Авторы

  • Бычкова Полина Андреевна
  • Рахилина Екатерина Владимировна