• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Лингвострановедение и межкультурная коммуникация

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Киктева Мария Максимовна, Куликова Ксения Евгеньевна, Мищенко Алексей Иванович, Овсянникова Анна Юрьевна, Писарева Лариса Александровна, Соколова Елена Николаевна, Чупрыгина Лариса Альбертовна
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Лингвострановедение и межкультурная коммуникация» обеспечивает лингвострановедческую составляющую изучения восточного языка и формирует навыки коммуникации с представителями страны (стран) изучаемого языка в рамках программы бакалавриата ОП «Востоковедение». Дисциплина изучается по направлениям подготовки по восточному языку. В целях дисциплины коммуникация понимается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении при помощи различных вербальных и невербальных средств в коммуникации. К задачам дисциплины относится знакомство с правилами и нормами повседневного общения в стране (странах) изучаемого языка, формирование представления о коммуникативных моделях, а также о специфике проявления национальных поведенческих характеристик, об исторических факторах, повлиявших на складывание этих моделей, развитие у обучаемых навыков владения различными видами устной и письменной речи, чтения и аудирования, овладение пластом актуального лексического и фразеологического материала (в том числе коннотативной, фоновой и безыквивалентной лексикой), отражающего с лингвистической точки зрения реалии изучаемой страны (региона) в таких областях, как культура, государственная символика, географическое положение и рельеф, флора и фауна, религия, народные обычаи и традиции, научное и литературное наследие, исторические события и памятники и другие реалии изучаемых стран. Дисциплина включает знакомство с устным народным творчеством, изучение пословиц и поговорок. Формирование и развитие указанных выше навыков осуществляется на основе аутентичных текстов и мультимедийных материалов лингвострановедческого содержания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины — обеспечить компетентность в процессе общения на восточном языке посредством адекватного понимания речи собеседника и лежащих в ее основе реалий страны (региона) изучаемого языка и решение коммуникативных задач при продуцировании речи с учетом знания этих реалий и их речевого оформления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ведет беседу в заданной речевой ситуации.
  • Владеет достаточным количеством единиц, относящихся к разряду реалий и лексико-фразеологических единиц.
  • Владеет навыком изложения прочитанного (прослушанного) текста.
  • Владеет навыком устного изложения с использованием средств выражения языковой экспрессии и с учетом особенностей стиля разговорной речи.
  • Грамотно строит устные высказывания и сообщения с использованием наглядного материала.
  • Профессионально осуществляет работу с аудио-визуальным материалом.
  • Профессионально пользуется словарями и справочными материалами; интернет-ресурсами, базами данных на языке изучаемого региона.
  • Участвует в актах коммуникации на темы лингвострановедческого характера.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1.
  • Лекция 2.
  • Лекция 3.
  • Лекция 4.
  • Лекция 5.
  • Семинар 1.
  • Семинар 2.
  • Семинар 3.
  • Семинар 4.
  • Семинар 5.
  • Семинар 6.
  • Семинар 7.
  • Семинар 8.
  • Семинар 9.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест № 1 (общая часть)
  • неблокирующий Коллоквиум 2. Межкультурная коммуникация
  • неблокирующий Коллоквиум № 1. Основы диалектологии
    Темы для коллоквиума: 1. Как (на каком языке, диалекте) общаются друг с другом арабы из разных стран? Какие бывают варианты? 2. На скольких вариантах арабского языка может и должен уметь говорить образованный носитель? 3. Из каких языков заимствуются новые слова в диалекты? 4. Сколько диалектов может сосуществовать в одной арабской стране? Практическое задание: прочитать текст на одном из арабских диалектов с переводом на английский язык (в приложении) и выделить те фонетические, морфологические и синтаксические особенности, которые обсуждались в ходе семинаров.
  • неблокирующий Тест № 2 Раздел Лингвострановедение
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Коллоквиум 2. Межкультурная коммуникация + 0.25 * Коллоквиум № 1. Основы диалектологии + 0.25 * Тест № 1 (общая часть) + 0.25 * Тест № 2 Раздел Лингвострановедение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русский язык и культура речи. (2017). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.492640CC
  • Скалозубова, О. С. (2011). Арабский язык: практика перевода: учеб.-метод. пособие для студентов фак. междунар. отношений спец. 1-23 01 03 «Лингвострановедение» / О. С. Скалозубова. — Минск: БГУ, 2011. — 38 с. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5749AC8

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ковыршина, Н. (2013). Языки В Аспекте Лингвострановедения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2D545EF2