• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психо- и нейролингвистика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 148

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой всесторонний базовый курс по психо- и нейролингвистике. Он будет состоять из пяти тем, освоение которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. 1) Общие методологические основы экспериментальной науки; 2) Основы нейроанатомии, нейрофизиологии, методов нейронаук; 3) Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R; 4) Обзор современных психо- и нейролингвистических исследованиях, посвящённых различным языковым уровням; 5) Поведенческие методы на примере исследований билингвизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование критического мышления, навыков поиска и осмысления научной информации, интерпретации научных статей и дизайна исследований, преимущественно в области психо- и нейролингвистики
  • Ознакомление студентов с современными психолингвистическими теориями и арсеналом методов психо- и нейролингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Базовое умение строить смешанные линейные модели в R
  • Знание общего строения нервной системы человека
  • Знание основных функций макроанатомических структур головного мозга
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах дискурсивной обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах лексического и семантического уровня языковой обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах морфологической обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах моторной функции в речи
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах синтаксической обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах фонологической обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах чтения и письма
  • Знание современных представлений о связях языковой функции и других когнитивных функций
  • Общее представление об устройстве языковой функции в мозге
  • Понимание возможности обобщения результатов разных типов исследований
  • Понимание общих принципов наблюдательных исследований и опросов
  • Понимание общих принципов построения эмпирического исследования
  • Понимание принципов активационных методов
  • Понимание принципов электрофизиологических методов
  • Понимание целей метаанализов и репликаций
  • Умение визуализировать данные в R
  • Умение извлекать описательную статистику о данных в R
  • Умение интерпретировать корреляции
  • Умение интерпретировать основные эффекты и взаимодействия
  • Умение критически анализировать статьи о психо- и нейролингвистических исследованиях
  • Умение находить макроанатомические структуры головного мозга
  • Умение находить структуры мозга, играющие ключевую роль в языковой функции
  • Умение определять зависимые, независимые, побочные переменные
  • Умение организовывать данные разного типа в R
  • Умение оценивать валидность эксперимента
  • Умение оценивать причинно-следственный характер связи
  • Умение проводить простейшие статистические тесты в R
  • Умение сопоставлять нейронаучные методы, понимание их достоинств и недостатков
  • Умение строить линейные модели в R
  • Умение строить линейные модели с повторными измерениями в R
  • Умение строить различные типы регрессионных моделей в R
  • Умение читать нейролингвистические статьи с применением активационных методов
  • Умение читать нейролингвистические статьи с применением электрофизиологических методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Статистический анализ экспериментальных данных - Визуализация данных. Описательная статистика
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Начало работы с данными в R
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Аналитическая статистика
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Статистическое моделирование: основы
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Регрессия
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели с повторными измерениями.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Смешанные линейные модели
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Фонологический уровень языковой обработки
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Морфологический уровень языковой обработки
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Лексико-семантический уровень языковой обработки
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Синтаксический уровень языковой обработки
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Дискурсивный уровень языковой обработки
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Моторная функция в порождении речи
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Чтение и письмо
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Связь речи с иными когнитивными функциями
  • Введение в нейролингвистику - Практическая электрофизиология
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм: основные понятия
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и когнитивное развитие
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты с измерением скорости реакции
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Ментальный лексикон билингва
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты на понимание и называние слов
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Исследования грамматики и синтаксиса
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Чтение у билингвов
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Исследования дискурса
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и особые популяции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология"
    Вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа.
  • неблокирующий Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология"
    Вопросы с кратким ответом, выбором варианта ответа или открытым ответом по темам блока "Экспериментальная методология"
  • неблокирующий Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №1 (по поиску литературы и формулировке исследовательских вопросов)
  • неблокирующий Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №2 (составление графиков по таблицам, интерпретация графиков) Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Корреляционное исследование».
  • неблокирующий Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №3 (создание экспериментального дизайна) Комментарий: Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Эксперимент».
  • неблокирующий Контрльная работа по блоку "Введение в нейролингвистику"
  • неблокирующий Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику"
  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику"
    Короткие тестовые задания по содержанию прошедших аудиторных занятий. Типы вопросов - выбор из нескольких вариантов ответа, вопрос с кратким открытым ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем).
  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме"
    За модуль проводится до 10 самостоятельных работ с кратким ответом или (реже) выбором варианта ответа. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем). Типы вопросов: с кратким ответом, с выбором варианта ответа.
  • неблокирующий Практические задания блока "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"
  • неблокирующий Домашнее задание по блоку "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"
    На собственных данных повторить все проделанные на семинарах шаги, сделать анализ и полно и подробно описать его результаты, комментируя каждую примененную функцию или команду в коде.
  • неблокирующий Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм"
  • неблокирующий Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
  • неблокирующий Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого из пяти тематических блоков курса ("Экспериментальная методология", "Введение в нейролингвистику", "Статистический анализ экспериментальных данных", "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме", "Поведенческие исследования и билингвизм").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.032 * Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.04 * Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.064 * Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология" + 0.06 * Контрльная работа по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.2 * Итоговый устный экзамен + 0.06 * Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.024 * Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.08 * Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.08 * Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.048 * Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология" + 0.08 * Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.032 * Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.1 * Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме" + 0.04 * Домашнее задание по блоку "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R" + 0.06 * Практические задания блока "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Almoammer, A., Sullivan, J., Donlan, C., Marusic, F., Zaucer, R., O’Donnell, T., & Barner, D. (2013). Grammatical morphology as a source of early number word meanings.
  • Almor, A., Nair, V. A., Boiteau, T. W., & Vendemia, J. M. C. (2017). The N400 in Processing Repeated Name and Pronoun anaphors in Sentences and Discourse. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2017.06.003
  • David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
  • Engelhardt, P. E., Ferreira, F., & Jones, M. W. (2009). Good Enough Language Processing: A Satisficing Approach.
  • Hagoort, P., Hald, L., Bastiaansen, M., & Petersson, K. M. (2004). Integration of Word Meaning and World Knowledge in Language Comprehension. Science, 304(5669), 438–441. https://doi.org/10.1126/science.1095455
  • Navarro, D. (2018). Learning Statistics with R : A tutorial for psychology students and other beginners. Open Textbook Library.
  • Orthographic effects on phoneme monitoring. (1995). Canadian Journal of Psychology, 49, 264–271. https://doi.org/10.1037/1196-1961.49.2.264
  • Parola, A., Gabbatore, I., Bosco, F. M., Bara, B. G., Cossa, F. M., Gindri, P., & Sacco, K. (2016). Assessment of pragmatic impairment in right hemisphere damage. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2015.12.003
  • Price, A. R., Peelle, J. E., Bonner, M. F., Grossman, M., & Hamilton, R. H. (2016). Causal Evidence for a Mechanism of Semantic Integration in the Angular Gyrus as Revealed by High-Definition Transcranial Direct Current Stimulation. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.3120-15.2016
  • Stefan Th. Gries. (2021). Statistics for Linguistics with R : A Practical Introduction: Vol. 3rd edition. De Gruyter Mouton.
  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
  • Warker, J. A., & Dell, G. S. (2006). Speech Errors Reflect Newly Learned Phonotactic Constraints. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory & Cognition, 32(2), 387–398. https://doi.org/10.1037/0278-7393.32.2.387
  • Wickham, H., & Grolemund, G. (2016). R for Data Science : Import, Tidy, Transform, Visualize, and Model Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1440131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gelman, A. B., & Hill, J. (2015). Data analysis using regression and multilevel/hierarchical models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4E4FBAE7

Авторы

  • Арутюнян Вардан Геворгович
  • Худякова Мария Викторовна
  • Больгина Татьяна Александровна
  • Здорова Нина Станиславовна
  • Малютина Светлана Александровна