Бакалавриат
2021/2022
Психо- и нейролингвистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Арутюнян Вардан Геворгович,
Больгина Татьяна Александровна,
Здорова Нина Станиславовна,
Малютина Светлана Александровна,
Худякова Мария Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
148
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой всесторонний базовый курс по психо- и нейролингвистике. Он будет состоять из пяти тем, освоение которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. 1) Общие методологические основы экспериментальной науки; 2) Основы нейроанатомии, нейрофизиологии, методов нейронаук; 3) Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R; 4) Обзор современных психо- и нейролингвистических исследованиях, посвящённых различным языковым уровням; 5) Поведенческие методы на примере исследований билингвизма.
Цель освоения дисциплины
- Формирование критического мышления, навыков поиска и осмысления научной информации, интерпретации научных статей и дизайна исследований, преимущественно в области психо- и нейролингвистики
- Ознакомление студентов с современными психолингвистическими теориями и арсеналом методов психо- и нейролингвистики
Планируемые результаты обучения
- Базовое умение строить смешанные линейные модели в R
- Знание общего строения нервной системы человека
- Знание основных функций макроанатомических структур головного мозга
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах дискурсивной обработки
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах лексического и семантического уровня языковой обработки
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах морфологической обработки
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах моторной функции в речи
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах синтаксической обработки
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах фонологической обработки
- Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах чтения и письма
- Знание современных представлений о связях языковой функции и других когнитивных функций
- Общее представление об устройстве языковой функции в мозге
- Понимание возможности обобщения результатов разных типов исследований
- Понимание общих принципов наблюдательных исследований и опросов
- Понимание общих принципов построения эмпирического исследования
- Понимание принципов активационных методов
- Понимание принципов электрофизиологических методов
- Понимание целей метаанализов и репликаций
- Умение визуализировать данные в R
- Умение извлекать описательную статистику о данных в R
- Умение интерпретировать корреляции
- Умение интерпретировать основные эффекты и взаимодействия
- Умение критически анализировать статьи о психо- и нейролингвистических исследованиях
- Умение находить макроанатомические структуры головного мозга
- Умение находить структуры мозга, играющие ключевую роль в языковой функции
- Умение определять зависимые, независимые, побочные переменные
- Умение организовывать данные разного типа в R
- Умение оценивать валидность эксперимента
- Умение оценивать причинно-следственный характер связи
- Умение проводить простейшие статистические тесты в R
- Умение сопоставлять нейронаучные методы, понимание их достоинств и недостатков
- Умение строить линейные модели в R
- Умение строить линейные модели с повторными измерениями в R
- Умение строить различные типы регрессионных моделей в R
- Умение читать нейролингвистические статьи с применением активационных методов
- Умение читать нейролингвистические статьи с применением электрофизиологических методов
Содержание учебной дисциплины
- Статистический анализ экспериментальных данных - Визуализация данных. Описательная статистика
- Статистический анализ экспериментальных данных - Начало работы с данными в R
- Статистический анализ экспериментальных данных - Аналитическая статистика
- Статистический анализ экспериментальных данных - Статистическое моделирование: основы
- Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели
- Статистический анализ экспериментальных данных - Регрессия
- Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели с повторными измерениями.
- Статистический анализ экспериментальных данных - Смешанные линейные модели
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Фонологический уровень языковой обработки
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Морфологический уровень языковой обработки
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Лексико-семантический уровень языковой обработки
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Синтаксический уровень языковой обработки
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Дискурсивный уровень языковой обработки
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Моторная функция в порождении речи
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Чтение и письмо
- Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Связь речи с иными когнитивными функциями
- Введение в нейролингвистику - Практическая электрофизиология
- Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм: основные понятия
- Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и когнитивное развитие
- Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты с измерением скорости реакции
- Поведенческие исследования и билингвизм - Ментальный лексикон билингва
- Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты на понимание и называние слов
- Поведенческие исследования и билингвизм - Исследования грамматики и синтаксиса
- Поведенческие исследования и билингвизм - Чтение у билингвов
- Поведенческие исследования и билингвизм - Исследования дискурса
- Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и особые популяции
Элементы контроля
- Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология"Вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа.
- Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология"Вопросы с кратким ответом, выбором варианта ответа или открытым ответом по темам блока "Экспериментальная методология"
- Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология"Задание №1 (по поиску литературы и формулировке исследовательских вопросов)
- Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология"Задание №2 (составление графиков по таблицам, интерпретация графиков) Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Корреляционное исследование».
- Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология"Задание №3 (создание экспериментального дизайна) Комментарий: Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Эксперимент».
- Контрльная работа по блоку "Введение в нейролингвистику"
- Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику"
- Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику"Короткие тестовые задания по содержанию прошедших аудиторных занятий. Типы вопросов - выбор из нескольких вариантов ответа, вопрос с кратким открытым ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем).
- Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме"За модуль проводится до 10 самостоятельных работ с кратким ответом или (реже) выбором варианта ответа. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем). Типы вопросов: с кратким ответом, с выбором варианта ответа.
- Практические задания блока "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"
- Домашнее задание по блоку "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"На собственных данных повторить все проделанные на семинарах шаги, сделать анализ и полно и подробно описать его результаты, комментируя каждую примененную функцию или команду в коде.
- Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм"
- Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
- Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
- Итоговый устный экзаменИтоговый устный экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого из пяти тематических блоков курса ("Экспериментальная методология", "Введение в нейролингвистику", "Статистический анализ экспериментальных данных", "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме", "Поведенческие исследования и билингвизм").
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.032 * Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.04 * Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.064 * Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология" + 0.06 * Контрльная работа по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.2 * Итоговый устный экзамен + 0.06 * Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.024 * Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.08 * Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.08 * Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.048 * Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология" + 0.08 * Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.032 * Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.1 * Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме" + 0.04 * Домашнее задание по блоку "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R" + 0.06 * Практические задания блока "Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Almoammer, A., Sullivan, J., Donlan, C., Marusic, F., Zaucer, R., O’Donnell, T., & Barner, D. (2013). Grammatical morphology as a source of early number word meanings.
- Almor, A., Nair, V. A., Boiteau, T. W., & Vendemia, J. M. C. (2017). The N400 in Processing Repeated Name and Pronoun anaphors in Sentences and Discourse. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2017.06.003
- David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
- Engelhardt, P. E., Ferreira, F., & Jones, M. W. (2009). Good Enough Language Processing: A Satisficing Approach.
- Hagoort, P., Hald, L., Bastiaansen, M., & Petersson, K. M. (2004). Integration of Word Meaning and World Knowledge in Language Comprehension. Science, 304(5669), 438–441. https://doi.org/10.1126/science.1095455
- Navarro, D. (2018). Learning Statistics with R : A tutorial for psychology students and other beginners. Open Textbook Library.
- Orthographic effects on phoneme monitoring. (1995). Canadian Journal of Psychology, 49, 264–271. https://doi.org/10.1037/1196-1961.49.2.264
- Parola, A., Gabbatore, I., Bosco, F. M., Bara, B. G., Cossa, F. M., Gindri, P., & Sacco, K. (2016). Assessment of pragmatic impairment in right hemisphere damage. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2015.12.003
- Price, A. R., Peelle, J. E., Bonner, M. F., Grossman, M., & Hamilton, R. H. (2016). Causal Evidence for a Mechanism of Semantic Integration in the Angular Gyrus as Revealed by High-Definition Transcranial Direct Current Stimulation. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.3120-15.2016
- Stefan Th. Gries. (2021). Statistics for Linguistics with R : A Practical Introduction: Vol. 3rd edition. De Gruyter Mouton.
- Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
- Warker, J. A., & Dell, G. S. (2006). Speech Errors Reflect Newly Learned Phonotactic Constraints. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory & Cognition, 32(2), 387–398. https://doi.org/10.1037/0278-7393.32.2.387
- Wickham, H., & Grolemund, G. (2016). R for Data Science : Import, Tidy, Transform, Visualize, and Model Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1440131
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gelman, A. B., & Hill, J. (2015). Data analysis using regression and multilevel/hierarchical models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4E4FBAE7