• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экология

Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей ведущих дисциплину «Экология», учебных ассистентов и студентов направления подготовки Oб.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Осваивается на 3 курсе во 2 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплин: «Структурная и эволюционная ботаника», «Зоология беспозвоночных» и «Зоология позвоночных». Основные положения дисциплины «Экология» будут использоваться при изучении дисциплин «Проектирование, контроль и управление биотехнологическими производствами» и др., а также при прохождении практик на 3-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными научными понятиям и концепции современной фундаментальной экологии. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в биосфере и об особенностях взаимодействий человечества и природы в современны условиях.
  • Ознакомление слушателей с современными аспектами изучения структуры и функционирования экосистем Земли, а также их защиты на различных масштабах.
  • Приобретение умения адекватной оценки места и роли человека в биосфере и практического использования знании по охране природы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует начальные представления о задачах и методах фундаментальной эколо-гии, особенностях сбора полевых и инструментальных данных и их обработки, в том числе математической
  • Перечисляет и описывает взаимосвязи между абиотическими и биотическими компонентами экосистемы
  • Опираясь на изученные факторы окружающей среды, может объяснить взаимодействие между этими компонентами на уровне организма, популяции, сообщества и эко-системы
  • С учетом масштабов факторов, определяющих существование экосистем различного уровня, готов самостоятельно продолжать систематизировать получаемые знания на примерах конкретных экосистем Земли и давать простые рекомендации по их охране и восстановлению
  • Способен аргументированно и доказательно обсуждать насущные экологические проблемы, такие как разрушение среды обитания видов, потеря биоразнообразия, глобальное изменение климата, нарушение экосистем за счет антропогенной деятельности и меняющегося климата, загрязнение воздушной и водной среды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Место экологии как фундаментальной науки в системе биологических знаний.
  • Тема 2. Основы аутэкологии.
  • Тема 3. Основы демэкологии на примере простейших организмов.
  • Тема 4. Основы синэкологии.
  • Тема 5. Нарушение и восстановление экосистем и устойчивые агроэкосистемы.
  • Тема 6. Экологические проблемы современности, их типология. Роль антропогенного фактора. Глобальные изменения климата.
  • Тема 7. Водные ресурсы и загрязнение воды.
  • Тема 8. Загрязнение воздуха.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 1-2
    Контрольная работа по теме "Классификация экологических факторов" проводится в письменной форме в виде тестовых заданий 3-х типов: с вариантами ответа, на соединение определения и характеристики и закрытого типа.
  • неблокирующий Устный опрос_Тема 3
  • неблокирующий Устный опрос_Тема 4-5
  • неблокирующий Устный опрос_Тема 6
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.1 * Устный опрос_Тема 3 + 0.1 * Реферат + 0.1 * Контрольная работа_Тема 1-2 + 0.1 * Устный опрос_Тема 4-5 + 0.1 * Устный опрос_Тема 6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Краткий курс общей экологии : учеб. пособие, Бродский, А. К., 2001
  • Экология, Николайкин, Н. И., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Begon, M., Townsend, C. R., & Harper, J. L. (2006). Ecology : From Individuals to Ecosystems: Vol. 4th ed. John Wiley and Sons, Inc.