• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Публичное управление

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Публичное управление" закладывает основы восприятия студентами государственного управления как научного направления. В ходе изучения данной дисциплины студенты ознакомятся с объектом, предметом и системой публичного управления, изучат основные современные теории и модели публичного управления, узнают особенности, ограничения и перспективы существующих и потенциально применимых управленческих технологий в системе публичного управления, а также овладеют методологией и инструментами анализа эффективности публичного управления. Возможен дистанционный формат изучения дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: - знакомство с основными понятиями и проблематикой государственного управления и теории организации; - изучение основных подходов к пониманию государственной организации и ее структуры; - знакомство со спецификой организаций публичного сектора: их структуры, функционирования, проблем их развития.
  • Освоение базовых технологий публичного управления: функционального анализа, бюджетирования, оценки публичного сектора. Знакомство с имплементацией данных технологий в систему публичного управления на основе данных о реформировании государственного управления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает классификацию показателей эффективности, может дать характеристику и назвать качество критериев целей и показателей
  • Студент знает основные теории, понятия и модели публичного управления (public administration, policy & affairs, Governance) и соответствующие предметные поля ГМУ;
  • Студент знает систему властных отношений, основные институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование и развитие государства и общества
  • студент знает структуру органов исполнительной власти, основные вопросы каждого из типов органов власти. Студент может назвать ключевые изменения в системе органов исполнительной власти за последние 10 лет и дать им краткую характеристику.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа государства, теории возникновения государства
  • Система публичного управления
  • Основные парадигмы публичного управления
  • Бюрократия
  • Управление и бюджетирование по результатам: принципал-агентская проблема, проектное управление, целеполагание в государственном секторе
  • Функции государства и государственные услуги, типология органов власти
  • Реформирование в публичной сфере. Обзор ключевых реформ в сфере государственного управления.
  • Оценки в публичном секторе. Международные и национальные системы оценок
  • Значение теории организаций для понимания функционирования и развития организаций публичного сектора. Организации публичного сектора: специфика, виды.
  • Организационная структура и определяющие её факторы
  • Адаптация организаций публичного сектора к внешней среде
  • Изменение и развитие организаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание
  • неблокирующий Групповая презентация
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Дискуссия на семинарских занятиях
    1 балл (1-19%) Отдельные несвязанные между собой элементы технической информации; полное отсутствие структуры декларативного знания. 2-3 балла (20-39%) Существенные пробелы во владении технической информацией и фрагментарные неструктурированные декларативные знания. 4-5 баллов (40-54%) Владение неполной, неточной или частично ошибочной технической информацией и плохо структурированными декларативными знаниями, частичное распознавание отдельных блоков знания и соотнесение их между собой. 6 балло (55-59%) Полное, но не детальное владение технической информацией строго в рамках ПУД, некоторые неточности в структуре демонстрируемых декларативных знаний, незначительные ошибки в определение отдельных блоков знания и связей между ними. 7 баллов (60-79%) Полное и детальное владение технической информацией, допускающей минимальные неточности в структурированиидекларативных знаний в рамках ПУД. 8 балло (80-89%) Широкий диапазон владения точной/технической информацией и чётко структурированными декларативными знаниями в рамках ПУД. 9-10 баллов (90-100%) Расширенный по сравнению с ПУД диапазон владения точной/технической информацией на базе самостоятельно структурированных декларативных знаний, включая информацию из дополнительных источников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Тест + 0.25 * Дискуссия на семинарских занятиях + 0.25 * Групповая презентация + 0.25 * Письменное домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • George A. Krause, & Kenneth J. Meier. (2003). Politics, Policy, and Organizations : Frontiers in the Scientific Study of Bureaucracy. University of Michigan Press.
  • Marc Holzer, & Richard W. Schwester. (2019). Public Administration : An Introduction. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2234197
  • Patrick Dunleavy. (1991). Democracy, Bureaucracy and Public Choice : Economic Approaches in Political Science. Routledge.
  • В. В. Миронов. (n.d.). НОВАЯ КНИГА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ. Классики теории государственного управления: Американская школа. – М.: Издательство Московского университета, 2003. – 800 с.
  • Исполнительная власть : проблемы организации и деятельности, , 2006
  • Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011
  • Под ред. Меньшиковой Г.А., Пруеля Н.А. - ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (PUBLIC ADMINISTRATION). Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 340с. - ISBN: 978-5-9916-2846-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya-public-administration-450610
  • Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 276с. - ISBN: 978-5-534-03605-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-v-2-ch-chast-1-gosudarstvennoe-upravlenie-420913
  • Татьяна Дмитриевна Ромащенко, & Ирина Валерьевна Герсонская. (2021). Институциональная структура государственного сектора экономики на современном этапе развития. Вестник Воронежского Государственного Университета: Серия Экономика и Управление, 2. https://doi.org/10.17308/econ.2021.2/3462
  • Фетюков Ф. В. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-07231-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-funkcii-gosudarstva-442215

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Махрова Т.К. (n.d.). Система контроля в сфере публичного управления за рубежом: основные концепции и институты.
  • Рандма-лийв, Т. (2008). О Применимости «Западных» Теорий Государственного Управления В Посткоммунистических Странах.
  • Туровский, Р. (2013). Местное Самоуправление В России Как Агент В Принципал-Агентских Отношениях С Государственной Властью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7A0388C7

Авторы

  • Ларионов Андрей Валентинович
  • Попова Елена Павловна
  • Минченко Ольга Сергеевна