• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является базовым в рамках подготовки магистров по направлению «Психология». В курсе рассматриваются основные этапы проведения качественных и количественных психологических исследований, что позволяет студентам получить знания и овладеть практическими навыками, необходимыми для планирования и реализации собственных научно-исследовательских проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
  • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
  • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает модели дисперсионного анализа, множественной регрессии, модерации, медиации, путевого анализа. Умеет проводить дисперсионный и регрессионный анализ.
  • Знает основные дизайны смешанных исследований, умеет разрабатывать программу смешанных исследований.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знает отличия между моделями эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, кластерный анализ, многомерное шкалирование. Умеет проводить эксплораторный факторный анализ.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука о человеке: естественно-научная и гуманитарная парадигмы
  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
  • Традиционные и современные подходы к проверке статистических гипотез: виды ошибки, размер эффекта, доверительные интервалы, статистическая мощность, мета-анализ
  • Анализ количественных данных 1: чистка данных и работа с пропущенностью, описательные статистики, парные критерии сравнения выборок, корреляционный анализ
  • Анализ количественных данных 2: регрессионный, дисперсионный анализ и другие подвиды общей линейной модели
  • Анализ количественных данных 3: многомерные методы: факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование, структурное моделирование
  • Качественные методы сбора и анализа данных
  • Смешанные дизайны исследования (mixed-methods research)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1 по темам 1-4
  • неблокирующий Тест 2 по темам 5-6
  • неблокирующий Тест 3 по темам 7-12
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Критическая рефлексия плана исследования или рецензия на научную статью
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Самостоятельный анализ количественных (и, опционально, качественных) данных
  • неблокирующий Оценка активности на семинарах
    Преподаватель оценивает активность на семинарах либо самостоятельную активность по освоению курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.1 * Тест 3 по темам 7-12 + 0.1 * Тест 2 по темам 5-6 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.25 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Тест 1 по темам 1-4 + 0.2 * Оценка активности на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Magnusson, D. (2003). The Person Approach: Concepts, Measurement Models, and Research Strategy. New Directions for Child & Adolescent Development, 2003(101), 3–23. https://doi.org/10.1002/cd.79