• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Н. Хомский о языке и лингвистической теории"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Тестелец Яков Георгиевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание НИС – знакомство с основами философии языка Н. Хомского, его представлениями о задачах лингвистической теории и с используемыми в ней моделями. Особое внимание уделяется преемственности и внутренней логике этапов развития взглядов Хомского начиная с «когнитивной революции» 1950-х гг. до настоящего времени. Будут рассмотрены понятия биолингвистики, нативизма, универсальной грамматики, языковой способности в широком и узком смысле, экстернализации, связь минималистской программы (с 1992) с представлениями Хомского об эволюции языка (Rapid Emergence Hypothesis) и др., а также основные сложности, с которым столкнулась исследовательская программа Хомского в последние десятилетия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о теоретических взглядах наиболее известного лингвиста современности Н. Хомского: о философских основаниях генеративной грамматики Н. Хомского, его взглядах на языковую способность человека, проблему универсальной грамматики, эволюцию языка и об устройстве теоретической модели языка, а также навык чтения литературы вопроса, включая выступления оппонентов Хомского
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студенты получают представление о философских основаниях теоретических взглядах Н. Хомского, его взглядах на языковую способность человека в широком и в узком смыслах, на проблему универсальной грамматики, эволюцию языка и об устройстве теоретической модели языка (словаря и вычислительной системы), а также навык чтения литературы вопроса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исторический контекст возникновения генеративной лингвистики.
  • Выступление Н. Хомского в 1957 г. и основные отличия теоретического подхода к языку от исследовательской практики американского структурализма и советских работ по формальному грамматическому моделированию (А.Н. Колмогоров, А.А. Зализняк, И.А. Мельчук и др.).
  • Развитие теоретических взглядов Хомского в 1960–1990-е гг.
  • «Биолингвистика» в понимании Хомского в работах 2000-х – 2020-х гг.
  • Обсуждение проблемы нативизма сторонниками и противниками генеративной лингвистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.25 * Домашние задания + 0.15 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chomsky, N. (2006). Language and Mind (Vol. 3rd ed). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=146214

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Noam Chomsky. (2007). Of Minds and Language.

Авторы

  • Тестелец Яков Георгиевич