Бакалавриат
2021/2022
Визуализируя Японию: кинематограф
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Фёдорова Анастасия Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Кинематограф был завезен в Японию в конце XIX века и быстро приспособлен к культурным особенностям страны, однако несмотря на существенное влияние традиционного японского театра, литературы и живописи, кино в Японии во многом продолжает ассоциироваться с культурно-эстетическим влиянием Запада. Встрече японцев с киноаппаратом предшествовало их знакомство с телескопом, фотоаппаратом, микроскопом, камерой-обскурой, волшебным фонарем, другими западными изобретениями. Распространение этих приборов способствовало установлению в Японии ассоциативной связи между странами Запада и процессами механизации оптики. Запад ассоциировался с позицией квалифицированного наблюдателя, обладающего высокими технологиями «видения»; Япония же являлась объектом «взгляда», ей отводилась роль «рассматриваемого». Как повлияла эта динамика на развитие японского кинематографа, телевидения, других экранных искусств? Как меняются представления о «взгляде Запада» в связи с глобализацией кино- и медиаиндустрии, а также в связи с переходом к цифровым технологиям? Предлагает ли популярная во всем мире японская мультипликация анимэ некую особую модель видения? Ответы на эти и другие вопросы дает наш вводный курс по истории японских медиа.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа.
- Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
- Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы развития кинематографа в Японии.
- Знать основные этапы развития кинематографа в Японии;
- Обладать терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых японских фильмов в их историческом и социокультурном контексте.
- Понимание специфики взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
- Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
- Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами японской массовой и медиа-культуры.
- Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа.
- Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа;
Содержание учебной дисциплины
- Приход кинематографа в Японию
- Социально-политические движения и кинематограф на рубеже 1950-х - 1960-х гг.
- «Великий немой»: культура бэнси, движение за «чистый» кинематограф, первые опыты киноавангарда.
- Творчество Осима Нагиса.
- Появление звука: модернизм и социальная критика в японском кинематографе 1930-х гг.
- Стилистика и тематика фильмов "сдвоенного показа"
- Кинематограф и пропаганда: Пятнадцатилетняя война (1931-1945) и годы оккупации (1945-1952)
- Документальный кинематограф и телевидение.
- Творчество Мидзогути Кэндзи. Эстетика традиционализма. Первые успехи японского кинематографа на Западе.
- Якудза: кинематограф и криминальный мир Японии
- Творчество Куросава Акира. Японское и советское кино в диалоге.
- Кинематограф постмодерна
- Творчество Одзу Ясудзиро. «Cемейная мелодрама» студии Сётику.
- Творчество Китано Такэси.
- Жанровая специфика послевоенного японского кинематографа
- Японская анимация
- Кинематограф «новой волны». Социально-политические движения 1960-х – 1970-х гг. Эксперименты в области стиля.
- Международный феномен "J-Horror"
- Документальный кинематограф и телевидение
- Кинематограф после 3.11.
- Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
- Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
Элементы контроля
- Реферат
- Письменный экзамен
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
- Эссе1
- Письменный экзамен
- Эссе 2
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
- Эссе1
- Письменный экзамен
- Эссе 2
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Письменный экзамен + 0.15 * Реферат + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.05 * Тесты + 0.2 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Colette Balmain, Introduction to Japanese Horror Film
- Mitsuyo Wada-Marciano, Japanese Cinema in the Digital Age
- Thomas Lamarre, Anime Machine : A Media Theory of Animation
Рекомендуемая дополнительная литература
- Scott Nygren, Time Frames : Japanese Cinema and the Unfolding of History