Бакалавриат
2021/2022
Латинский язык
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ермакова Лия Леонидовна,
Костылева Татьяна Владимировна,
Солнцев Сергей Владимирович,
Суториус Константин Владимирович,
Тимофеева Елизавета Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
116
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины
- Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
- Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
- Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
- Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
- Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения
- Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
- Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
- Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
- Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
- Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
- Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
- Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины
- Некоторые сведения из истории латинского языка.
- Глагол
- Имя существительное.
- Глаголы третьего спряжения
- Второе склонение
- Praesens indicativi passivi.
- Perfectum indicativi passivi
- Третье склонение существительных.
- Указательные местоимения.
- Imperfectum indicativi activi et passivi.
- Perfectum indicativi activi.
- Сослагательное наклонение.
- Прилагательные третьего склонения.
- Четвёртое склонение существительных.
- Пятое склонение существительных.
- Функции падежей (обобщение).
- Конъюнктив в независимом предложении.
- Будущее время.
- Согласование времён.
- Недостаточные глаголы.
- Числительные.
- Условные придаточные предложения.
- Чтение авторов.
Элементы контроля
- Домашняя работаВыполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Проверочная работа (грамматика)Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 45 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Лексический диктантЛексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 15 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания), при обучении онлайн на платформе Zoom или Skype (см. в расписании сессии; https://zoom.us/; https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom/Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию; при ответе включить камеру и микрофон; при работе в Zoom по просьбе экзаменатора включать демонстрацию экрана. Во время экзамена студенту разрешено: пользоваться конспектом, учебником и другими справочными материалами по грамматике. Во время экзамена студенту запрещено: выключать камеру или микрофон; пользоваться подсказками посторонних; вводить отдельные слова или тексты при помощи клавиатуры; использовать электронные устройства за исключением того, на котором включен Skype/Zoom. Во время экзамена преподаватель имеет право вести запись видеоконференции. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее тридцати секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в тридцать секунд и более. При долговременном нарушении связи студенту предлагается новое задание. При повторном долговременном нарушении связи назначается пересдача. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Блокирующей является неудовлетворительная оценка за экзамен.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексический диктант + 0.24 * Проверочная работа (грамматика)
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.15 * Лексический диктант + 0.2 * Домашняя работа + 0.15 * Проверочная работа (грамматика) + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
- Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1
- Подосинов, А. В. Латинско-русский словарь : словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. — 7-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1304-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Подосинов, А. А. Русско-латинский словарь : словарь / А. А. Подосинов, А. М. Белов. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-9765-1303-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3777 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тронский И. М. - ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 273с. - ISBN: 978-5-534-04861-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-iz-istorii-latinskogo-yazyka-441224