• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Психология системного мышления

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса является расширение общегуманитарного кругозора, обеспечивающего развитие способностей к анализу разнородных явлений. Так как базовым умением профессионала любой сферы является способность к формированию непротиворечивых описаний объектов и явлений, с которыми он работает, навык создания и использования подобных описаний и развитых на их основе концептуальных представлений является критическим, особо востребованным. В условиях роста потоков информации и сосуществования противоречивых данных специалисту необходимо не только уметь работать с неконгруэнтными сведениями, но и находить пустоты, не заполненные данными, области, отсутствие информации в которых не позволяет сформировать целостную картину того или иного явления. Именно обнаружение таких пустот и понимание принципов их заполнения позволяет специалисту становиться экспертом в своей профессиональной области. Это важно и в сфере гуманитарного знания, и в точных и в естественных науках, и в управленческой практике, и в обычной жизни. Прежде, чем осваивать приемы риторики и техники аргументации, специалист должен быть вооружен системой четких, целостных и внутренне непротиворечивых представлений о тех явлениях, интерпретацию которых он намерен отстаивать. В рамках дисциплины предполагается освоение когнитивных методов работы с объектами любой природы, практикум технологий системного мышления в применении к решению теоретических, прикладных и практических задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Развитие навыков формирования системных представлений о явлениях естественной, социальной и искусственной природы, умений анализировать и прогнозировать их развитие, техник и приемов построения системных описаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий формирования знания, моделей формулирования знания
  • Понимание актуальных и перспективных задач сбора, анализа, и переформулирования информации, получаемой из разных источников
  • Понимание основных трендов развития знания как систематизированных концептуальных представлений
  • Умение анализировать явления любой природы с целью формирования системной картины явления, доступной к использованию в профессиональной коммуникации
  • Умение прогнозировать развитие анализируемых явлений и формировать альтернативные сценарии такого развития
  • Умение формулировать гипотезы о свойствах и характеристиках недостающей информации, умение ставить задачи по ее выявлению
  • Умение ясно доносить свою позицию, аргументированно отставить собственную точку зрения и противостоять воздействию несистематизированной аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Системный подход и концептуальное знание
  • Критерии построения системных описаний
  • Системные описания на службе практики
  • Системные описания явлений
  • Системный подход в научном исследовании
  • Избыточность и дефицитность знания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Все баллы, полученные студентами на семинарских занятиях, суммируются. Максимальное значение - 10 баллов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    В случае предоставления задания за пределами дедлайна без уважительных причин, оценки за задание снижается на 1 балл, но не может принимать отрицательные значения. Баллы, полученные за выполнение домашних заданий, суммируются. Сумма баллов не может превышать 10 баллов.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Студенты имеют возможность получить индивидуальные консультации в процессе выполнения работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Итоговая письменная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arnold, R. D., & Wade, J. P. (2015). A Definition of Systems Thinking: A Systems Approach. https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.03.050
  • Карпов А. В. - ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 155с. - ISBN: 978-5-534-10035-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-prinyatiya-resheniy-v-professionalnoy-deyatelnosti-430909
  • Карпов А. В. - ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 155с. - ISBN: 978-5-534-10035-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-prinyatiya-resheniy-v-professionalnoy-deyatelnosti-453131
  • Кашапов М. М., Кашапов А. С. - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 124с. - ISBN: 978-5-534-13290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/formirovanie-professionalnogo-tvorcheskogo-myshleniya-457407
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-450244