• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровая грамотность

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Люди сталкиваются с большим количеством данных на работе и вне ее: например, смотрят прогнозируемое время в пути и выбирают, на каком виде транспорта поехать, анализируют цены на покупаемые товары, планируют даты ближайших мероприятий и т.д. Компании также оперируют большим количеством данных: они могут быть финансовыми (например, затраты или выручка) и нефинансовыми (например, уровень сервиса). Эти данные могут обсуждаться устно или обрабатываться «в уме», но гораздо чаще они каким-либо образом визуализируются и представляются так, чтобы с ними было удобно работать разным людям. Когда появляется необходимость представлять данные? Например, при подготовке отчетности, в презентациях по консалтинговому проекту, на совещаниях по изменению ассортимента компании, при принятии решений в области управления запасами, рисками, транспортировки, логистики складирования и т.д. От того, насколько корректно данные ищутся, обрабатываются, анализируются и визуализируются, часто зависит принятие решений в компании. Несмотря на развивающиеся процессы цифровизации, компании всех сфер бизнеса продолжают использовать кажущиеся базовыми инструменты (такие как Excel, Power Point и Word, Google документы) для решения большинства задач, связанных с работой с данными (касающейся как анализа, так и их представления), по причине их относительной простоты и удобства. Даже в случае использования более продвинутых технологий для этих задач, сотрудникам необходимо базовое понимание того, зачем нужна и как осуществляется работа с данными. Именно поэтому данный курс будет оставаться актуальным как на протяжении обучения, так и в процессе работы, вне зависимости от занимаемой позиции и сферы бизнеса. Курс является адаптацией общеуниверситетского курса "Цифровая грамотность"; специально для программы "Логистика и управления цепями поставок". Данный курс направлен на знакомство с базовыми принципами работы с данными. В частности, в курс включены такие темы, как: подготовка данных к обработке и анализу, работа с данными, агрегирование данных, визуализация с помощью графиков и инфографики, построение логичной структуры презентации для наиболее корректного представления результатов анализа, компьютерная грамотность и безопасность, основы медиакоммуникации, работа с поисковыми системами и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель нашего курса - дать студенту целостное представление о способах поиска информации и данных, простейшем анализе разных видов данных и грамотном представлении результатов проведенного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует риски утечки важной информации
  • Выявляет различия между фишинговым и обычным письмом
  • Называет основные горячие клавиши для работы в Excel
  • Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
  • Называет способы защиты авторских прав в сети Интернет
  • Объясняет понятие машинного обучения
  • Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
  • Объясняет, как работают поисковые системы
  • Описывает виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Описывает основные составляющие медиаграмотности и особенности коммуникации в сети
  • Описывает основные способы структурирования информации на слайде
  • Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
  • Определяет признаки различных типов данных
  • Применяет базовые знания функций Excel: в частности, умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, работа с комбинированными формулами и функциями (простые типа СУММ, знак доллара, полезные функции типа СУММЕСЛИ и ВПР), в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в программах Word
  • Применяет первичную обработку и анализ данных
  • Применяет правила оформления источников литературы при написании академических работ
  • Применяет принципы работы с персональными данными
  • Применяет средства Excel для создания выбранного типа графика и диаграммы (в т.ч. круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния)
  • Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
  • Применяет фильтры данных в таблицах
  • Проверяет достоверность информации в первоисточниках
  • Решает задачу поиска библиографической ссылки с помощью поисковых систем/Google Scholar/Research Gate
  • Создает или умеет вставлять изображения, схемы, таблицы, гиперссылки в тексте
  • Создает корректные и грамотные письма для решения учебных задач
  • Создает план работы (проектной/курсовой/доклада и пр.) по данной теме на основе поиска, отбора и анализа источников
  • Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
  • Создает релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Создает сводные таблицы и использует функцию поискую решения для выполнения поставленной задачи
  • Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Создает форматирование различных составляющих текста: умеет создавать списки разного формата, делать выравнивание, менять шрифт, делать отступы и пр.
  • Составляет список угроз цифрового пространства
  • Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Академическая грамотность и использование цифровых технологий для исследовательской работы
  • Основы работы с табличными данными
  • Основы компьютерной безопасности и юридические аспекты информационных технологий
  • Основы создания презентаций
  • Основы интернет- и медиаграмотности
  • Основы работы с текстовыми технологиями
  • Основы работы с данными
  • Компьютерная грамотность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Итоговый тест по онлайн-курсу
    Тест проводится на последнем семинаре. Он сделан по формату независимого экзамена по цифровой грамотности
  • блокирующий Проектная работа
    Защита проходит в очном формате. Примерные составляющие проекта: 1. Выбор темы проекта (не оценивается) 2. Создание укрупненного плана проекта 3. Подготовка теоретической части (краткого обзора литературы) аналитической записки 4. Сбор данных, обработка и визуализация результатов 5. Подготовка практической части аналитической записки 6. Сдача аналитической записки не позднее, чем за 7 дней до даты экзамена 7. Подготовка презентации 8. Защита проекта в период сессии
  • неблокирующий Домашние задания
    Могут быть как индивидуальными, так и командными
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Выполнение разных заданий на семинарах и лекциях. Могут быть как командными (например, совместное выполнение какого-то кейса или задания), так и индивидуальными (например, устная активность, заполнение опросных форм, работа в онлайн-доске и пр.)
  • неблокирующий Текущие тесты на семинарах
    Тесты проверяют знания пройденных тем (один тест может проверять как знание одной тем, так и нескольких). Тесты пишутся на семинарах.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.31 * Проектная работа + 0.21 * Домашние задания + 0.16 * Итоговый тест по онлайн-курсу + 0.16 * Активность на занятиях + 0.16 * Оценка за онлайн курс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бринк Х. Машинное обучение / Х. Бринк, Д. Ричардс, М. Феверолф. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 336 с. - ISBN 978-5-496-02989-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355472/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Калмыкова С.В., Ярошевская Е.Ю., Иванова И.А. - Работа с таблицами в Microsoft Excel: учебно-методическое пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-8114-3626-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121489
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611
  • Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В. Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030249
  • Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Петроченков А.С. Введение в Google Analytics / А.С. Петроченков. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 224 с. - ISBN 978-5-496-02929-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355482/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.