Магистратура
2021/2022
Тестирование в когнитивной сфере
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Измерения в психологии и образовании)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Кузьмина Юлия Владимировна
Прогр. обучения:
Измерения в психологии и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Измерения в когнитивной сфере» рассчитан на студентов, которые интересуются когнитивной психологией и психометрикой, и хотят расширить свои знания в области методов измерений различных когнитивных функций. В ходе курса будут обсуждаться основные подходы и принципы измерения когнитивных процессов, различия в измерении когнитивных функций в рамках образовательного и когнитивного тестирования, рассмотрены основные показатели, используемые в когнитивных исследованиях, такие как точность и время реакции. Слушатели курса получат представление об особенностях организации измерений когнитивных процессов в зависимости от целей проведения тестирования и специфики различных когнитивных процессов, а также смогут обсудить существующие барьеры для более тесного сотрудничества когнитивных психологов и психометриков.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Тестирование в когнитивной сфере» являются овладение студентами основными концепциями когнитивной психологии и представлениями о способах применения и ограничений тестирования для измерения когнитивных процессов.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками написания академических текстов с применением результатов анализа данных
- Владеет навыками обработки и анализа результатов с применением существующих методик для измерения когнитивных конструктов
- Владеет навыками работы с исследовательскими текстами и анализа выбранных методов для измерения когнитивных конструктов
- Владеет навыками работы с существующими методиками для измерения когнитивных конструктов
- Владеет навыками реализации самостоятельных проектов по анализу данных
- Знает основные подходы к измерению когнитивных конструктов. Различные исследовательские дизайны и измеряемые индикаторы. Отличия от измерения психологических конструктов и образовательных достижений
- Знает основные принципы организации исследований и поведенческих измерений в когнитивной психологии.
- Знает основные теории, касающиеся развития когнитивных функций в процессе раз-вития и образования
- Знает существующие концепции и модели организации когнитивных и регуляторных познавательных функций (восприятие, память, внимание, мышление, когнитивный контроль и исполнительская функция), лежащие в основе разработки измерительных инструментов
- Знать наиболее популярные инструменты для измерения когнитивных конструктов. Условия использования, возможности и ограничения
- Знать современные представления о когнитивных предикторах академических достижений (domain-specific и domain-general)
- Самостоятельно планировать и организовывать исследования с применением методик для измерения когнитивных конструктов
- Умеет выбирать методы измерения когнитивных конструктов в зависимости от исследовательских вопросов и задач
- Умеет предлагать способы улучшения существующих тестовых процедур по измерению когнитивных конструктов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Принципы измерения и подходы к организации исследования в когнитивной психологии.
- Тема 3. Внимание и когнитивный контроль
- Тема 2. Основные особенности визуального восприятия и его измерений
- Тема 4. Память
- Тема 5. Интеллект и его измерение.
- Тема 6. Специфичные когнитивные предикторы достижений в чтении и математике
- Тема 7. Некоторые подходы к анализу данных измерений в когнитивных исследованиях
Элементы контроля
- lessonsGrade (lessons) = 0,25·Grade (lesson discussion) + 0,25·Grade (tests) + 0,5·Grade (essay)
- examGrade(final)= 0,7* Grade (lessons) + 0,3* Grade(exam) . Final test contains several dichotomous questions (yes/no) and several open questions. Grades may vary from 0 to 10 scores.
- Текущий контрольТекущий контроль = 0,25·Осеминары + 0,25·Отесты + 0,5·Оэссе
- Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Goldstein, E. B., & Hooff, J. van. (2018). Cognitive Psychology: Vol. 1st EMEA edition. Cengage Learning.
- Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.
- Squire, L. R. (2008). Fundamental Neuroscience: Vol. 3rd ed. Academic Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baddeley, A. (2003). Working memory: looking back and looking forward. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829–839. https://doi.org/10.1038/nrn1201
- Engle, R. W. (2002). Working Memory Capacity as Executive Attention. Current Directions in Psychological Science, 11(1), 19. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160
- Fergus I. M. Craik, Raymond Klein, & Mythili Viswanathan. (2004). Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task.
- Frischkorn, G. T., & Schubert, A.-L. (2018). Cognitive Models in Intelligence Research: Advantages and Recommendations for Their Application. https://doi.org/10.3390/jintelligence6030034
- Gary L. Canivez, Timothy R. Konold, Jason M. Collins, & Greg Wilson. (n.d.). Construct Validity of the Wechsler Abbreviated Scale of Intelligence and Wide Range Intelligence Test: Convergent and Structural Validity.
- Jones, G., & Macken, W. J. (2015). Questioning short-term memory and its measurement: why digit span measures long-term associative learning. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2015.07.009
- Luis Morís Fernández, & Miguel A. Vadillo. (2020). Flexibility in reaction time analysis: many roads to a false positive? Royal Society Open Science, 7(2). https://doi.org/10.1098/rsos.190831
- Raymond Bruyer, & Marc Brysbaert. (2011). Combining Speed and Accuracy in Cognitive Psychology: Is the Inverse Efficiency Score (IES) a Better Dependent Variable than the Mean Reaction Time (RT) and the Percentage Of Errors (PE)? https://doi.org/10.5334/pb-51-1-5