• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в специальность (синология)

Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина изучается на первом курсе. Главная задача дисциплины — дать студентам краткое представление об основных особенностях традиционной и современной китайской цивилизации, заложив тем самым основу для дальнейшего, более глубокого изучения этих особенностей в рамках более специализированных курсов. Дисциплина тематически подразделяется на пять блоков. В первом, «География и история Китая», упор делается на ознакомление с территориально-административным устройством Китая и основными вехами китайской истории. Второй, «Литература и словесность Китая», знакомит студентов с развитием китайской литературной традиции с древнейших времен по настоящее время. В третьем блоке («Философские учения Китая») даются основные сведения о конфуцианстве, даосизме и других традиционных китайских учениях, оказавших влияние на становление китайского общества. Четвертый блок («Религиозные системы и основные духовные ценности китайской цивилизации») знакомит студентов с основными элементами религиозной жизни традиционного и современного китайского общества. Пятый блок «История китаеведения в России» посвящен основным этапам развития отечественной синологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины являются ознакомление студентов с основными особенностями традиционной и современной китайской цивилизации, что позволило бы заложить основу для дальнейшего, более глубокого изучения этих особенностей в рамках более специализированных курсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь выделять и характеризовать основные регионы Китая, знать основные горные системы и реки Китая, знать этапы формирования территории Китая и его границ с сопредельными государствами.
  • Знать периодизацию истории Китая, основные события политической истории Китая в древности и средние века; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах древней и средневековой истории Китая; характер и специфику китайской культуры, ее общие и особенные черты по сравнению с другими народами Восточной Азии.
  • Знать основные события политической истории Китая в новое и новейшее время; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах новой и новейшей истории Китая.
  • Понимание соотношения культура/словесность применительно к словесной традиции Китая, знание взаимосвязи «картины мира» и канона словесности.
  • Знать и понимать самые общие особенности классической китайской поэзии
  • Знать и понимать самые общие особенности эволюции китайской прозы, представлять себе соотношение поэзия/проза в системе классической словесности Китая.
  • Знать и понимать самые общие особенности классической китайской драмы, ее место в системе словесности
  • Знать основные направления литературы XX века, основных автор и наиболее важные произведения этого периода
  • Усвоить основы цивилизационного подхода, ориентироваться в базовых идеологических понятиях эпох Шан – Восточная Чжоу, используя полученные в ходе предыдущих блоков знания.
  • Познакомиться с периодизацией и номенклатурой школ классической и средневековой китайской философии, понять исторический контекст существования этих школ и значения для них каноноведения.
  • Разбираться в особенностях историко-философского процесса в Китае XVIII–XXI веков, уметь назвать его основные течения и персоналии и дать им характеристику.
  • Иметь представление о наиболее известных древнекитайских мифологических сюжетах, уметь назвать основные религиозные течения и дать им характеристику.
  • Знать особенности взаимодействия и взаимного восприятия даосизма, конфуцианства и буддизма в китайской культуре. Иметь представление о социальной роли разных течений внутри этих религиозно-философских систем.
  • Иметь общее представление о доктринальных особенностях «западных» учений в Китае, о процессе их взаимодействия с местными традициями и сложностях адаптации, а также об основных социально-политических и культурных аспектах этой адаптации.
  • Знать периодизацию истории контактов Китая с Западом и основные характеристики образа Китая в Европе в соответствующий период.
  • Знать периодизацию истории контактов Китая с государствами, расположенными на территории современной России, уметь охарактеризовать основные источники сведений о Китае в России XVII века.
  • Знать основные центры китаеведения в России XVIII–XIX вв., уметь охарактеризовать главные направления их работы.
  • Знать главные этапы развития советского китаеведения, уметь охарактеризовать основные исследовательские и образовательные китаеведческие структуры советского периода.
  • Уметь охарактеризовать основные процессы трансформации российского китаеведения в постсоветский период, перечислить основные исследовательские и издательские проекты этого времени.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Китай: территория, региональное деление, история формирования границ
    Территория Китая: размеры, история формирования, основные природно-климатические зоны. Историко-географические макрорегионы и их характеристики. Равнины. Горы. Плоскогорья. Низменности. Пустыни. Климатические пояса. Муссоны и наводнения. Реки. Великий канал. Озёра. Моря. Заливы. Острова. Проливы. Полуострова. Иероглифические обозначения перечисленных выше географических объектов. Административное деление. Провинции и их главные города. Автономные регионы и их центры. Города центрального подчинения. Особые административные районы. Специальные экономические зоны. Граница Китая и пограничные споры с соседними государствами. Проблема островов Южно-Китайского моря. САР Сянган и Аомэнь. Тайвань. История формирования российско-китайской границы. Основные этапы и проблемы пограничного размежевания.
  • Тема 2. История Китая: древность и средние века
    Особенности восприятия истории в китайской традиции. Специфика исторической периодизации. Неолит (X–III тыс. до н.э.): складывание разной картины мира в очагах неолитических культур в долинах рек Ляо, Хуанхэ и Янцзы. Эпоха Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.): сакрализация власти вана в рамках иньского ритуала. Эпоха Чжоу (XI–III вв. до н.э.): система удельных царств и борьба между ними. Основные философские школы (даосизм, конфуцианство, легизм) и предлагаемые ими пути управления государством и обществом. Объединение царств под властью государства Цинь. Древние централизованные империи Цинь (221–206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Создание системы государственного управления и имперской идеологии. Раздвижение границ империи: присоединение Юго-Востока, выработка модели взаимоотношения со степняками, Великий шелковый путь и формирование даннической системы. Ранние средние века (III–VI вв.): падение империи и раскол Китая на Север и Юг. Государства степняков на территории Северного Китая. Трансформация общества, этноса, культуры, системы верований. Эпохи Суй (581–618) и Тан (618–907): интеграция Севера и Юга, реформа имперских институтов, рождение городской культуры, интенсивные межкультурные контакты. Эпохи Пяти династий (907–960) и Сун (960–1279): от власти аристократии и военных к формированию гражданской бюрократической элиты. Система экзаменов, рождение сословия ученых и последовавший за этим расцвет интеллектуального творчества. Взаимоотношения с киданями, тангутами, чжурчжэнями. Эпоха Юань (1271–1368): монгольское завоевание и его последствия. Эпоха Мин (1368–1644): возрождение «империи ученых». Первое знакомство с европейцами и закрытие Китая. Глобальный кризис XVII века и маньчжурское завоевание.
  • Тема 3. История Китая: новое и новейшее время
    Эпоха Цин (1644–1911): присоединение Монголии, Тибета, Кашгарии и Джунгарии. «Золотой» XVIII век: рост благосостояния империи и демографический взрыв. «Открытие» Китая странами Запада в XIX в. и последовавшие за этим внешнеполитические, социальные, экономические и институциональные кризисы. Синьхайская революция (1911) и период Республики (1912–1949): милитаристские войны и становление новых социальных слоев. Противостояние партий Гоминьдан и КПК на фоне японской агрессии. Победа коммунистов в гражданской войне и создание КНР (1949). Попытки построения маоистской утопии: Большой скачок (1958–1960) и Культурная революция (1966–1976). Период реформ и открытости: от Дэн Сяопина до Си Цзиньпина.
  • Тема 4. Культура и словесность
    Особенности китайской культуры/ словесности в мировом контексте. Проблема типологии культур. Общие свойства архаических, средневековых культур и культур Нового времени. От древних верований к мировым религиям. Особенности средневековой культуры как наиболее отчетливого воплощения трехчастного устройства культуры. Картина мира в культуре. Основные концепты китайской культуры. Зональные культурные общности, роль Китая в дальневосточной культурной и литературной общности. Словесность как наиболее полная проекция культуры – структура и классификация словесности. Структура китайской словесности в древности и в средневековье. Канонические тексты как ядро традиционной словесности. Шестикнижие (Пятикнижие) – состав, функции текстов, происхождение. Четверокнижие и Тринадцатикнижие – состав, особенности. Канон и комментарии, роль и место комментария. Тексты за пределами канона: книги мудрецов; трактаты о различных областях жизнедеятельности человека – военная наука, сельское хозяйство, медицина, ремесла, – их роль в формировании поведенческих моделей. Художественные тексты – реализация поведенческих моделей в образной форме. Традиция и новаторство.
  • Тема 5. Поэзия – основной род китайской словесности
    Возникновение, становление и завершение поэтической традиции – от древности до начала ХХ века «Книга песен» и начало поэзии. Конфуций и «Книга песен». Чуские строфа – вторая линия поэтической традиции. Цюй Юань; авторская и народная поэзия. Антологическая традиция – стихотворные собрания, их роль в китайской поэзии. Правящие династии и особенности поэтической традиции: Ханьская поэзия, поэзия Шести династий, поэзия эпох Тан, Сун и Мин. Главнейшие поэтические фигуры китайской поэзии. Подведение итогов – эпоха Цин. Причины упадка классической поэзии. Главные стихотворные формы; поэтика и поэтическая критика в традиционном Китае.
  • Тема 6. Повествовательная проза
    От исторических сочинений к повестям и романам. Об эпической традиции в Китае. Миф и история. Летописи и исторические повествования. Конфуций и традиция историописаний. «Исторические записки» Сыма Цяня. Фантастический элемент в прозаических сочинениях. Бессюжетная проза. Прозаические тексты разного назначения, их формальные особенности. Новелла эпохи Тан. Городская повесть. Фэн Мэн-лун и Лин Мэн-чу. Устная традиция и прозаические сочинения, прозаический сказ. Крупные прозаические повествования – роман-эпопея, фантастический роман, роман-путешествие, семейный роман. Взаимоотношение прозы и поэзии. Европейское влияние на китайскую прозу. Первые переводы западной литературы. Проза реформаторов.
  • Тема 7. Драматургия и театр
    Путь в пятнадцать столетий: от ритуальных действ к полноценному театру и драматическим сочинениям. Ритуальный действа и придворное актерство. Конфуций и лицедеи. Цирковые представления, площадные фарсы, народные игрища. Сказительская традиция. Монгольское завоевание и становление полноценного театра. Упадок классической словесности. Ведущие драматурги. Структура пьес, главные амплуа. Особенности сценического пространства. Южная и Северная драматургия.
  • Тема 8. Китайская литература в XX - XXI вв.
    Китайская литература после Синьхайской революции и до образования КНР в 1949 году. «Три великих принципа» Чэнь Ду-сю. Против литературной классики – Цянь Сюань-тун. Позиция Ху Ши: реформа языка и стиля. Лу Синь и плеяда молодых писателей Литературного сообщества Е Шэн-тао, Ван Тун-чжао, Сюй Ди-шань, Ван Лу-янь, Мао Дунь и Чжэн Чжэнь-до. Журнал «Ежемесячник прозы». Проблемы отражения действительности в литературе. Группа «Творчество»: Го Мо-жо, Юй Да-фу, Тянь Хань, Чэн Фан-у – романтическое направление. «Поэзию 4 мая», влияние Уитмена, Верхарна, Байрона, Шелли, Тагора, русской и советской поэзии. «Лига левых писателей». Литература военных лет (1937—1949). Литературное творчество от образования КНР до наших дней. «Пусть расцветают 100 цветов, пусть соперничают все ученые». «Выдернуть сорные травы» - борьба с правыми буржуазными элементами. Литература «Большого скачка». Литература в эпоху Культурной революции – «Красные оперы». Сочиненения о Лэй Фэне - винтике в большой революционной машине. Смерть Мао и появление «Литература шрамов» – роман Лю Синьу «Классный руководитель». Лу Синьхуа и его рассказ «Шрамы» – начало «литературы шрамов: Лян Нань, Лу Сючжэнь, Ли Тао и другие. «Литература дум о прошедшем» – критика «культурной революции». «Литература поиска корней» и «авангард». «Проза новой волны». Ван Шо: «хулиганской литературы» (или «литературы подонков»). Направление «телесного письма». Литература и интернет. Китайские писатели – лауреаты Нобелевской премии.
  • Тема 9. Специфика китайской философии. Предфилософия и ранняя философия
    Исторические предпосылки возникновения философии в Древнем Китае. Вопрос о предмете философии и о возможности китайской философии как таковой. Подходы к объяснению специфики разных философий и идеологий. Идеология шанского и чжоуского обществ. Кризис чжоуской культуры. Влияние древних идеологий и мифологической картины мира, взаимодействие разных культурных субстратов.
  • Тема 10. Классическая и средневековая китайская философия
    Проблемы периодизации. Формирование первых философских школ, история их классификации. Основные памятники и их особенности. Ханьский синтез, переход к философствованию нового типа. Каноноведение и диспуты в раннем средневековье. Танский мультикультурализм и перерождение конфуцианства и даосизма. Неоконфуцианство как философия и идеология.
  • Тема 11. Китайская философия нового и новейшего времени
    Дискуссии в рамках позднего неоконфуцианства. Реакция на воцарение маньчжурской династии, появление «простого учения». Изменение подходов к каноноведению, появление новых научных дисциплин. Китайская философия и вызовы нового времени. «Движение за новую культуру», западники и почвенники, марксистская философия. Значение событий 1949 года для истории философии. Последствия «культурной революции». Конфуцианство и даосизм в КНР и за её пределами, варианты китаизированного марксизма, феноменология и другие философские учения в современном китаеязычном мире. Взаимоотношения идеологии и философии в Китае XXI века.
  • Тема 12. Религиозные и мифологические представления в Древнем Китае.
    Верования эпохи неолита. Архаические религиозные представления. Ранние мифологические представления. Источники по шанской и чжоуской религии и мифологии. Культ предков. Структура рода. Культ Неба. Первопредки как культурные герои. Представления о «Мандате Неба», о добродетели-дэ правителя. Вопрос преемственности чжоуской религии и конфуцианства. Первые философско-религиозные системы, включая моизм. Трансформация религиозной карты Китая к концу эпохи Хань.
  • Тема 13. Взаимодействие даосизма, конфуцианства и буддизма
    Параллельная эволюция даосизма и конфуцианства, их взаимодействие с вызовами «чуждых учений». Разные направления в даосизме и конфуцианстве. Китаизация буддизма, его главные школы. Социальная основа разных религиозных течений. Феномен баоцзюаней. Концепция «трёх учений». Даосизм, конфуцианство и буддизм в современном мире.
  • Тема 14. Христианство, ислам и другие «западные» учения в Китае
    Проникновение в Китай зороастризма, манихейства и учения Церкви Востока («несторианства»). Их адаптация к местным традициям. Взаимодействие разных культурных традиций в период Северных и Южных династий и в эпохи Суй, Тан и Сун. История ислама в Китае. Христианство в Китае нового и новейшего времени.
  • Тема 15. Межкультурные контакты и их изучение. Основные этапы развития мирового китаеведения
    Проблема межцивилизационных контактов. Имагология. Первые сведения о Китае в Европе и о Европе в Китае. Сообщения о Китае в географических текстах периода античности. Марко Поло и «Книга о разнообразии мира». Китай в сочинениях иезуитов. Образ Китая в работах авторов эпохи Просвещения. Стиль «шинуазри». Китайские описания Европы. Китаеведы-переводчики. Появление академического китаеведения. Первые китаеведческие центры в европейских университетах. Китайское «открытие Европы». Концепция «Шелкового пути». Американское китаеведение после Второй мировой войны. Образ китайцев в западной культуре. Трансформация образа Китая в период «реформ и открытости».
  • Тема 16. Контакты русских княжеств и «Золотой Орды» (Улуса Джучи) с Китаем, первые российские дипломатические миссии в Пекине, первые русские описания Китая (XIII–XVII вв.)
    Земли современной России на Шелковом пути. Контакты между Юаньской империей и «Золотой Ордой» (Улусом Джучи) в период монгольского господства. Первые сведения о Китае в русских оригинальных и переводных текстах и первые сведения о Руси и Московии в Китае. Продвижение России в Сибирь, походы Пояркова и Хабарова. Миссии И. Петлина, Ф.И. Байкова и Н.Г. Спафария. Первые переводчики. Описания Китая в отчетах российских дипломатов XVII века.
  • Тема 17. Китаеведение в Российской империи
    Российская синология в XVIII–XIX вв. Православная миссия в Пекине: священники и ученики. Работы И.К. Рассохина, А.Л. Леонтьева и И.А. Орлова. Переход от переводов к исследованиям: Н.Я. Бичурин, П. Кафаров, К.А. Скачков, Э.В. Бретшнейдер. Создание кафедры восточных языков и языковых кафедр в ИКУ (1807–1855) и факультета восточных языков ИСПбУ–ПГУ (1855–1919). Формирование университетского китаеведения. В.П. Васильев, А.О. Ивановский, С.М. Георгиевский. Российская и китайская Кяхта. Кяхтинская школа китайского языка. Торговые связи. Образ Китая и китайцев в русской литературе. Грановский, Данилевский, Соловьев и Мережковский о Китае. Договор 1896 г. Постройка КВЖД и основание Харбина. Создание Восточного института во Владивостоке. Д.М. Позднеев, А.В. Рудаков, Н.В. Кюнер, Г.Ц. Цыбиков. Китаисты-дипломаты. Практическая восточная академия в Петербурге. Планы по подготовке китаистов в Киеве, Ташкенте и Москве. Модернизация китаеведения: экспедиции и сбор полевого материала, мониторинг текущих событий на Дальнем Востоке, изучение фонетики, развитие текстологии, программа переводов. Азиатский музей ИАН, китаеведение в МИДе, военном ведомстве и Отдельный корпус пограничной стражи.
  • Тема 18. Советское китаеведение
    Основные направления развития востоковедения после 1917 года. Создание новых учебных и аналитических структур: Восточное отделение Академии РККА, ЦИЖВЯ (1920), ПИЖВЯ-ЛВИ (1922–1938) и МИВ (1921–1954), восточный факультет ГДУ (ДГУ), КУТВ и КУТК, НИИ по Китаю и китайский кабинет ИМХиМП. Реформа академического востоковедения, образование ИВ АН СССР (1930). Новые темы исследований: аграрный вопрос, стратегия и тактика коммунистического движения, латинизация письменности; дискуссия о характере общественного строя в дореволюционном Китае. Репрессии 1920-х – 1930-х годов. Восстановление научных и учебных структур во время Отечественной войны: Тихоокеанских институт (1942–1950), МГИВАН (1943), отделение истории Востока на истфаке и специальность «восточные языки и литература»» на филфаке МГУ, Востфак ЛГУ, китайское направление в МГИМО (1944). Китаеведение в годы «великой дружбы». Перевод ИВАН в Москву (1950), создание ИВЯ при МГУ (1956) и Института китаеведения АН СССР (1956–1960). Советско-китайский раскол. ИДВ (1966), китаеведение в ИМЭМО, МГИМО, ЛО ИВАН и МАЭ (Кунсткамере). Подготовка китаеведов и исследовательская работа во Владивостоке, Новосибирске, Ташкенте и Чите.
  • Тема 19. Российское китаеведение (1991–2021)
    Состояние советского китаеведения ко времени распада СССР. Китаеведение в 1990-е годы. Экономический, социальный и управленческий кризис, эмиграция части исследователей, создание новых центров (Барнаул, Иркутск, Благовещенск, Омск) и новых направлений подготовки китаеведов. Проблема смены поколений. «Подведение итогов» в постсоветский период: завершение больших проектов и издание обобщающих работ. Изучение китайского искусства, религиозного мира и философии, тибетология и тайванистика. Новые переводы и публикации архивных материалов. Создание аналитических центров при МГИМО и ВШЭ. «Китайский фактор» и его влияние на подготовку российских китаеведов, издательскую деятельность и исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий контрольная работа 3
  • неблокирующий контрольная работа 4
  • неблокирующий контрольная работа 5
  • неблокирующий письменная экзаменационная работа 1
  • неблокирующий письменная экзаменационная работа 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * контрольная работа 1 + 0.35 * контрольная работа 2 + 0.3 * письменная экзаменационная работа 1
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * контрольная работа 3 + 0.2 * контрольная работа 4 + 0.3 * контрольная работа 5 + 0.3 * письменная экзаменационная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Духовная культура Китая. [Т.1]: Философия, Титаренко, М. Л., 2006
  • Духовная культура Китая. [Т.2]: Мифология. Религия, Титаренко, М. Л., 2007
  • Духовная культура Китая. [Т.3]: Литература. Язык и письменность, Титаренко, М. Л., 2008
  • Духовная культура Китая. [Т.4]: Историческая мысль. Политическая и правовая культура, Титаренко, М. Л., 2009
  • Духовная культура Китая. [Т.6 (дополнительный)]: Искусство, , 2010
  • Историческая география мира : учеб. пособие для вузов, Максаковский, В. П., Гончарова, Е. М., 2016
  • Кучинская, Т. (2012). Россия И Китай В Социокультурном Пространстве Северо-Восточной Азии. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, 6–2.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ван, Ц. (2011). Даосизм Как Образ Жизни. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 6.
  • Варова, Е. (2013). Даосские Храмы И Ритуально-Богослужебная Практика В Современном Китае.
  • ГРИГОРЬЕВ ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Публицистика академика Н. Я. Бичурина в научно-культурном пространстве российской империи. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, 11–3 (61).
  • ДИКАРЕВ А.Д., & КОБЗЕВ А.И. (2014). Более чем 40-летняя традиция изучения китайских традиций в России. Общество и Государство в Китае, 44–1.
  • ЖУРАВЛЕВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Китаеведение В России. Интервью С Заместителем Директора Института Дальнего Востока Ран В.Я. Портяковым. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Международные Отношения, 1.
  • ЗЕЛЬНИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2014). Краткий очерк политики государства в области верований и ритуалов в Китае эпохи Тан (618-907). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 1.
  • Изотов, Д. А. (2020). Торговые взаимодействия регионов КНР с Россией: эффект границ. Spatial Economics, 3, 24–51. https://doi.org/10.14530/se.2020.3.024-051
  • КРАВЦОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА. (2015). Смысловые подтексты китайской поэзии на любовные темы: стихи дворцового стиля ( гунтиши). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 1.
  • ЛИ МЭНЛУН. (2016). История В Развитии Российско-Китайских Отношений (1991-2015). Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, 5–1.
  • Лукинский, Н. А., & Шерстова, Л. И. (2018). Пекинская Опера: Происхождение И Эволюция. Tomsk State University Journal of History, 54, 161–165. https://doi.org/10.17223/19988613/54/25
  • НИМЕНСКАЯ О.С. (2016). Межкультурный Диалог: Китай И Европа. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия, 4.
  • Родионов, А. (2010). О переводах новейшей китайской прозы на русский язык после распада СССР. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, 2.
  • Телушкина, О. В. (2017). АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВЕТСКИХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ О КИТАЕ В 20-30-х ГОДАХ XX ВЕКА. Proceedings of Kazan University. Humanities Series / Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 159(6), 1497–1508.