• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этнология Китая

Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Этнология Китая» должен познакомить студентов с этническим составом населений Китая, основами культуры китайцев, их самосознанием. Преподавание курса также должно способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и позволить им не только опознавать и правильно оценивать те явления культуры и особенности менталитета, с которыми они могу столкнуться при общении с носителями китайской культуры, но и усвоить китайскую лексику, связанную с реалиями, изучаемыми на занятиях. В рамках курса студенты должны получить основные сведения об этногенезе китайцев, этническом составе населения страны, об основах китайской материальной, социальной и духовной культуры, о китайском менталитете и особенностях этнического самосознания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться с основной отечественной научной литературой, где рассматриваются вопросы, связанные с этнографической проблематикой. Особое внимание уделяется тем знаниям, которые могут быть в дальнейшем использованы студентами в ходе стажировки и работы в Китае, а также при контактах с китайцами в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит том, чтобы сообщить студентам основные сведения об этногенезе китайцев, этническом составе населения Китая, об основах китайской материальной, социальной и духовной культуры, о китайском менталитете и особенностях этнического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь выделять и характеризовать основные регионы Китая, знать особенности формирования этнического самосознания ханьцев.
  • Знать основные этнические группы, населяющие современный Китай.
  • Уметь характеризовать основные элементы традиционной материальной культуры Китая.
  • Иметь представление об основных подходах к изучению китайского менталитета, уметь характеризовать китайскую традиционную систему ценностей, знать основные понятия, значимые для нормативного поведения в китайском обществе.
  • Знать основную специфику религиозных верований китайцев; уметь характеризовать основные элементы традиционной картины мира.
  • Понимать основные представления о времени в традиционной культуре Китая, знать принципы устройства китайского традиционного календаря, основные традиционные и современные праздники.
  • Уметь характеризовать основные общественные институты традиционного Китая, их роль и функции в современном обществе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Основная проблематика курса
    Краткая характеристика «этнического ландшафта» Китая. Основные группы народов, населяющих Китай. Межэтнические отношения в современном китайском обществе. Географические и демографические характеристики страны. Статус, история и цивилизационные особенности Тайваня, Гонконга (Сянгана) и Макао (Аомэня). Китайская диаспора. История формирования китайской культуры: основные этапы. Основные элементы китайской культуры. Воздействие китайской цивилизации на окружающие народы и влияние на китайскую цивилизацию культур других стран. Трансформация повседневной жизни в Китае и устоев китайского общества в условиях модернизации. Традиционный китайский менталитет, современные нормы поведения и этнические стереотипы.
  • Тема 2. Народы Китая. Этнические процессы в КНР
    Народы Китая: основные виды классификации и ареал расселения. Народы Китая: классификация на основе языковой принадлежности, региона расселения, типа культуры. Этнические китайцы и национальные меньшинства. Тибетцы, монголы, народы Северо-Западного, Юго-Западного Китая и Северо-Восточного Китая, маньчжуры, хуэй. Динамика численности, межэтнические отношения и формы «национальной автономии». Этнические китайцы: этногенез и локальные различия. Основные этапы формирования общности ханьцев, их субэтнические группы. Север и Юг. Деление на диалектные группы (северные диалекты, диалекты юэ, у, миньнань, миньбэй, гань, сян и диалекты хакка). Субкультуры провинциального уровня. Особенности менталитета и стереотипные образы жителей отдельных провинций и местностей.
  • Тема 3. Материальная культура китайцев
    Пища. Праздничная и повседневная еда. Особенности этикета и сервировки. Региональные кухни (пекинская, шаньдунская, сычуаньская, гуандунская, хунаньская). Вино. Чай. Особенности питания китайцев за границей и иностранцев в Китае. Одежда. Одежда элиты и простолюдинов в цинском Китае. Мужская и женская одежда. Знаковые функции одежды, символика китайского костюма. Инокультурные заимствования в одежде китайцев. Жилище. Планировка и строительные материалы. Фэншуй. Структура семьи и планировка жилища. Отопительные системы. Кан. Региональные различия в жилище.
  • Тема 4. Духовная культура китайцев
    Религии и верования китайцев. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Народные религиозные верования. Китайский религиозный синкретизм. Китайские храмы. Медиумные культы. Традиционный образ мира. Народное искусство. Лубочная живопись и театр. Символика китайского лубка. Маски пекинской оперы. Театр в китайской деревне как источник сведений об истории, культуре и религии. Особенности психического склада и менталитета китайцев. История изучения психологии китайцев в ХХ веке: концепции американских и тайваньских исследователей, работы гонконгской школы. Традиционная система ценностей. Влияние традиционных ценностей на решение проблемных ситуаций. Этнопсихиатрия.
  • Тема 5. Социальная культура китайцев
    Праздники и обряды годового цикла. Обряды, связанные с миром живых и с миром мертвых. Новый год. Цинмин. Праздник Истинной середины. День душ умерших. Праздник Середины осени. Праздник Отправки зимней одежды. Календарные обряды императорского двора. Праздники и хозяйственный цикл китайского земледельца. Традиционные праздники в современном Китае. Обряды жизненного цикла. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени. Обряды первого года жизни. Переход ребенка в мир взрослых. Сватовство и свадьба. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладбища. Обряды, выполняемые после смерти. Китайская антропонимическая модель. Происхождение китайских фамилий. Наиболее распространенные фамилии в современном Китае. Семантика китайских имен. Обращения, используемые при общении. Иностранные имена у китайцев и китайские имена у иностранцев. Типичные ошибки иностранцев при общении с китайцами. Этнокультурная специфика социальных структур Китая. Семья и клан. Отличие клана от рода и семьи. Клановые хроники, клановые уставы, культ предков. Побратимство. Цехи и землячества. Тайные общества: происхождение, внутренняя организация и социальные функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий письменная экзаменационная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * доклад + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * письменная экзаменационная работа + 0.2 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Китайская цивилизация, Малявин, В. В., Ярикова, О. И., 2000
  • Китайский этнос на пороге средних веков, Крюков, М. В., Малявин, В. В., 1979
  • Народы и религии мира : энциклопедия, Тишков, В. А., 1998
  • Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае, Малявин, В.В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Духовная культура Китая. [Т.4]: Историческая мысль. Политическая и правовая культура, Титаренко, М. Л., 2009