• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Геометрия

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Математика)
Направление: 01.03.01. Математика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 252

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Линейная алгебра и геометрия» является необходимым пререквизитом для большинства курсов, читаемых на факультете математики. В первую очередь к ним относятся курсы алгебры и анализа второго года обучения, анализ на многообразиях и функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория представлений, алгебраическая и дифференциальная топология, алгебраическая и дифференциальная геометрия и целый ряд других фундаментальных и прикладных курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины является освоение основ линейной и матричной алгебры, их вычислительных и теоретических методов, а также воспитание геометрической интуиции и приобретение опыта работы с геометрическими фигурами в многомерных евклидовых, аффинных и проективных пространствах, в эллиптических пространствах и пространствах Лобачевского.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение решать задачи на взаимное расположение прямых и точек в двумерном аффинном пространстве, решать системы линейных уравнений размера 2x2 по правилу Крамера, пользоваться барицентрическими координатами и центрами тяжести
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Векторное пространство k^2
  • Евклидова плоскость = комплексная прямая.
  • Линейные и аффинные преобразования плоскости, дифференциал аффинного преобразования.
  • Определение и примеры векторных пространств.
  • Подпространства.
  • Линейные отображения, размерность ядра и образа, непустые слои являются сдвигами ядра.
  • Матричная запись и различные геометрические интерпретации систем линейных уравнений и их решений.
  • Двойственное пространство, примеры линейных форм на различных пространствах.
  • Объём ориентированного параллелепипеда, полилинейные кососимметричные и знакопеременные формы, пространство кососимметричных $n$-лилинейных форм на $n$-мерном пространстве одномерно.
  • Евклидовы пространства.
  • Ортогональные преобразования и движения, описание движений плоскости и трёхмерного пространства.
  • Собственные векторы и собственные подпространства линейных операторов.
  • Одновременная диагонализация произвольного множества коммутирующих операторов, общие собственные векторы коммутирующих операторов.
  • Билинейные формы, их корреляции и матрицы Грама, преобразование матрицы Грама при замене базиса.
  • Ортогонализация симметричной билинейной формы над произвольным полем, специализации над полями R, C и F(p).
  • Кососимметричные билинейные формы.
  • Проективные пространства и проективизация, однородные координаты, аффинные карты и локальные аффинные координаты.
  • Симметрическая агебра векторного пространства и задание фигур однородными уравнениями, проективное замыкание аффинной гиперповерхности.
  • Группа PGL(V).
  • Геометрия гладких проективных квадрик.
  • Пространство квадрик, гладкие точки и касательное пространство к гиперповерхности особых квадрик, пучки квадрик, коранг особой квадрики пучка не меньше кратности соответствующего корня характеристического многочлена.
  • Конформная теория коник на евклидовой плоскости.
  • Аффинные пространства.
  • Выпуклая геометрия в R^n.
  • Евклидова геометрия квадрик в R^n.
  • Эллиптическое пространство E = P(V).
  • Пространство Лобачевского L⊂ P(V)$, где V — вещественное векторное пространство с невырожденной квадратичной формой сигнатуры (1, n), состоит из точек с положительным скалярным квадратом.
  • Конформная модель гиперболического пространства в шаре.
  • Геометрия кватернионов, понимаемых как комплексные матрицы 2x2, инвариантные относительно вещественной структуры, переводящей стандартную эрмитову форму на пространстве матриц в поляризацию квадратичной формы det.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    каждый семестр - 4 контрольные работы
  • неблокирующий решение листков задач
    − самостоятельное решение задач из выдаваемых в течение семестра листков с заданиями, которое оценивается числом
  • неблокирующий коллоквиум
    − устный коллоквиум по итогам первого модуля, который оценивается целым числом
  • неблокирующий экзамен
    − письменный экзамен в конце семестра
  • неблокирующий работа на семинарах
    каждый ведущий упражнения преподаватель выставляет каждому студенту своей группы оценку СЕМ (целое число в пределах от 0 до 100) за работу на семинарах по правилам, которые он сообщает на первом занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    На итоговую отметку за первый семестр влияют: оценка C за коллоквиум, оценка S за работу на семинаре, которую по 100-бальной шкале поставит Вам ведущий у Вас семинары преподаватель согласно правилам, которые он Вам сообщит на одном из первых занятий, а также доли L, K, E решённых Вами в течение семестра задач из листков (L), контрольных работ (K) и итогового письменного экзамена (E), вычисленные в процентах от общего числа обязательных задач, заданных в течение семестра в каждом из этих видов, по формуле: 100(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач). Обратите внимание, что это число может быть больше 100. Итоговая оценка вычисляется по формуле: min(400,С+S+L+K+E)/40 Таким образом, для получения максимальной оценки 10 достаточно иметь по 80 баллов в каждом из пяти видов программы, или каким-то другим способом набрать в сумме 400 баллов. При наборе меньшей суммы оценка уменьшается линейно и округляется до целого числа по стандартным правилам округления (до ближайшего целого, полуцелые округляются вверх).
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    На итоговую отметку влияют: оценка S за работу на семинаре, которую по 100-бальной шкале поставит Вам ведущий у Вас семинары преподаватель согласно правилам, которые он Вам сообщит на одном из первых занятий, а также доли L, K, E решённых Вами в течение семестра задач из листков (L), контрольных работ (K) и итогового письменного экзамена (E), вычисленные в процентах от общего числа обязательных задач, заданных в течение семестра в каждом из этих видов, по формуле: 100(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач). Обратите внимание, что это число может быть больше 100. Итоговая оценка вычисляется по формуле: min(300,S+L+K+E)/30. Таким образом, для получения максимальной оценки 10 достаточно иметь по 75 баллов в каждом из четырёх видов программы, или каким-то другим способом набрать в сумме 300 баллов. При наборе меньшей суммы оценка уменьшается линейно и округляется до целого числа по стандартным правилам округления (до ближайшего целого, полуцелые округляются вверх).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Городенцев, А. Л. Алгебра. Учебник для студентов-математиков : учебное пособие / А. Л. Городенцев. — Москва : МЦНМО, [б. г.]. — Часть 1 — 2014. — 485 с. — ISBN 978-5-4439-2087-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/56398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винберг, Э. Б. Курс алгебры : учебник / Э. Б. Винберг. — 2-е изд. — Москва : МЦНМО, 2013. — 590 с. — ISBN 978-5-4439-2013-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/56396 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.