• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Раннехристианская литература

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Раннехристианская литература» читается на IV курсе и рассчитана на студентов, продолжающих обучение по программе «Библеистика и история древнего Израиля». В результате изучения студенты должны получить представление о специфике и разнообразии раннехристианской литературы, основных произведениях и их авторах, развитии раннехристианского богословия и экзегезы. Курс состоит из двух частей, читающихся последовательно на 1–2 модулях четвертого года обучения. Целью первой части дисциплины является знакомство студентов с историей раннего христианства, социально-политическим и культурным контекстом раннехристианской литературы. Дается описание институций ранней Церкви, основных споров и конфликтов внутри раннехристианских общин, анализируются становление ортодоксии и эволюция понятия «ересь». Основное внимание уделяется корпусу текстов, имеющих в рукописной традиции указание авторства. Детально рассматриваются несколько групп текстов: послания, полемические диалоги (беседы) и защитительные (апологетические) речи, литургико-канонические сочинения. В отношении каждого произведения разбираются вопросы авторства, датировки, цели написания и предполагаемых адресатов, а также вопрос о связи раннехристианской литературы со светской (языческой) литературой и греко-римскими традициями образования. Наряду с произведениями авторов, принадлежавших к кафолическому (ортодоксальному) направлению (т. н. великой Церкви), приводятся сведения о еретических (гетеродоксальных) течениях, отдельных деятелях, их учении и сочинениях. Во 2-й части курса предлагается обзор раннехристианских апокрифов. Рассматривается проблема понятий апокриф и псевдоэпиграф, а также контекст появления апокрифов в межзаветный период. Разбирается среда создания апокрифических текстов и проблема гетеродоксии. Дается классификация новозаветных апокрифов: евангелия, деяния, послания, откровения и др. Рассматриваются основные памятники каждого жанра и разбираются вопросы их текстологии, традиции и взаимовлияния. Для каждого произведения разбираются вопросы авторства, датировки, среды появления и богословского содержания. Отдельно рассматриваются апокрифы византийского периода. Для изучения курса необходимо владение древнегреческим языком.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Знакомство студентов с историей раннего христианства, социально-политическим и культурным контекстом раннехристианской литературы
  • 2. Знакомство с корпусом текстов раннехристианской литературы, их типологией и жанровым своеобразием
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с апокрифическими деяниями
  • Знакомство с апокрифическими евангелиями и другими жанрами апокрифической литературы
  • Знакомство с апокрифическими посланиями и откровениями
  • Знакомство с византийскими апокрифами
  • Знакомство с внутренней жизнью раннехристианских общин и особенностями богослужения
  • Знакомство с гетеродоксальными христианскими течениями
  • Знакомство с жанрами раннехристианской литературы
  • Знакомство с контекстом появления апокрифов в межзаветный период
  • Знакомство с положением христианства в Римской империи
  • Знакомство с проблемой многообразия раннего христианства в современной историографии
  • Знакомство с проблемой понятий апокриф и псевдоэпиграф
  • Знакомство с проблемой псевдоэпиграфичности
  • Знакомство с сочинениями христианских апологетов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Раннехристианские послания.
  • Тема 2. Апологеты.
  • Тема 3. Литургико-канонические памятники.
  • Тема 4. Ортодоксия и гетеродоксия.
  • Тема 5. Апокрифические евангелия
  • Тема 6. Апокрифические деяния
  • Тема 7. Апокрифические послания и откровения
  • Тема 8. Византийские апокрифы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Итоговое эссе + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. Stewart-Sykes. (2001). From Prophecy to Preaching : A Search for the Origins of the Christian Homily. Brill.
  • Allen Brent. (2009). Ignatius of Antioch : A Martyr Bishop and the Origin of Episcopacy. T&T Clark.
  • Andrew Gregory, & Christopher Tuckett. (2005). Trajectories Through the New Testament and the Apostolic Fathers. OUP Oxford.
  • Antti Marjanen, & Petri Luomanen. (2008). A Companion to Second-Century Christian “Heretics.” Brill.
  • Bruno Steimer. (1992). Vertex Traditionis : Die Gattung der altchristlichen Kirchenordnungen. De Gruyter.
  • Christoph Markschies. (2015). Christian Theology and Its Institutions in the Early Roman Empire : Prolegomena to a History of Early Christian Theology. Baylor University Press.
  • James M. Robinson. (2014). The Nag Hammadi Story (2 Vols.) : From the Discovery to the Publication. Brill.
  • Judith M. Lieu. (2014). Marcion and the Making of a Heretic : God and Scripture in the Second Century. Cambridge University Press.
  • Peter Lampe. (2003). Christians at Rome in the First Two Centuries : From Paul to Valentinus. Continuum.
  • Williams, M. A. (1996). Rethinking ’Gnosticism’ : An Argument for Dismantling a Dubious Category. Princeton University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grappe Christian. (2004). Larry W. Hurtado, Lord Jesus Christ. Devotion to Jesus in Earliest Christianity, Grand Rapids – Cambridge, Eerdmans, 2003. Revue d’histoire et de Philosophie Religieuses, 84(4), 506–508.
  • Harvey, A. E. (2007). The Partings of the Ways: Between Christianity and Judaism and their Significance for the Character of Christianity. Second edition. By JAMES D. G. DUNN. https://doi.org/10.1093/jts/fll163
  • Klijn, & Reinink. (1973). Patristic Evidence for Jewish-Christian Sects. Brill.
  • Mark J. Edwards, Martin Goodman, Simon Price, & Chris Rowland. (1999). Apologetics in the Roman Empire : Pagans, Jews, and Christians. Clarendon Press.
  • Ulrich, J., Jacobsen, A.-C., & Engberg, J. (2014). In Defence of Christianity : Early Christian Apologists. Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften.