• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Этика научного исследования

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Канонир Татьяна
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В современной профессиональной и академической среде следование принципам профессиональной этики становится неотъемлемой частью профессионального стандарта. Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является изучение основных этических принципов в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов. В рамках дисциплины будут также рассмотрены такие практические вопросы как подготовка документов для рассмотрения этической комиссией университета; разработка форм информированного согласия для исследования; корректный выбор и этическое применение методов исследования, в особенности измерительных инструментов; интерпретация полученных результатов и их публикация.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является ознакомление с основными этическими принципами в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов в академической и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит требования этических стандартов к исследовательской деятельности, называет основные этические принципы.
  • Распознает этические дилеммы в работе преподавателя.
  • Может критически проанализировать планируемое исследование с позиции принятых этических стандартов. Может применить знания этических принципов для подготовки заявки проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Может подготовить форму информированного согласия для своего исследования. Оценивает инструментарий для исследования с позиции требований этики. Может анализировать результаты исследования и их описание и интерпретацию с позиции этики.
  • Применяет знания этических принципов при подготовке манускрипта и его подаче на рассмотрение к публикации в научных и других изданиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблему соблюдения этики в академической и исследовательской деятельности.
    Этические кодексы. Основные этические принципы. Этическая дилемма.
  • Академическая этика и этические дилеммы в работе преподавателя.
    Академическое мошенничество. Оценивание студентов и пересдачи, дополнительные задания. Конфликт интересов в ситуации нескольких ролей.
  • Этические принципы при планировании и реализации исследования.
    Подача проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Особенности исследований с привлечением людей. Информированное согласие на участие в исследовании. Обман, дебрифинг. Требования к инструментам оценивания. Хранение данных и их сохранность. Анализ данных и интерпретация полученных результатов.
  • Публикация результатов исследования.
    Отношения с соавторами и упоминание авторства. Финансирование и конфликт интересов. Плагиат и самоплагиат. Этические принципы при рецензировании манускриптов статей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kevin Lewis, Jason Kaufman, Marco Gonzalez, Andreas Wimmer, & Nicholas Christakis. (2009). Tastes, ties, and time: A new social network dataset using Facebook.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6301593
  • Kirkham, J. J., Dwan, K. M., Blümle, A., von Elm, E., & Williamson, P. R. (2016). How Much Participant Outcome Data Is Missing from Sight: Findings from a Cohort of Trials Submitted to a German Research Ethics Committee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBFFF09A
  • Natalya Maloshonok. (2016). How Perceptions of Academic Honesty at the University Correlates with Student Engagement: Conceptualization and Empirical Research Opportunities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC189D47

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ШМЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВНА. (2015). Академическое Мошенничество В Современных Университетах: Обзор Теоретических Подходов И Результатов Эмпирических Исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3B205BE
  • Шмелева Евгения Дмитриевна. (2016). Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.594D7E81