• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория и философия современного искусства

Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: английский
Кредиты: 12

Course Syllabus

Abstract

A theoretical discipline for artists and researchers of contemporary art, which includes the aesthetics and philosophy of contemporary art, critical theory, the study of the discursive field of related disciplines (sociology, anthropology, psychology, semiotics, etc.), as well as theoretical blocks dedicated to contemporary creative practices (photography, cinematography, contemporary theater, curating, etc.). and the discipline is built from blocks, which are the author's courses of theorists of modern culture. Students in each module choose a new variable discipline. Discipline study format: blended using the online course “Discipline Modernization: blended using the online course Modern Cultural Procedural Development / Highly / Cyult / Cyult / CyULT Lectures on-line - on the National Open Education Platform. Предусматривает практическую подготовку.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • сформирование теоретической базы, необходимой художнику и исследователю современного искусства
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • знание концептуального аппарата эстетической теории и способов размышления об искусстве в XX-XXI вв.
  • умение анализировать различные модели отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий
  • Студенты развивают системное понимание роли художника и куратора в современном арт-мире
Course Contents

Course Contents

  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Александры Володиной
    Теоретическая дисциплина для художников и исследователей современного искусства, которая включает в себя эстетику и философию современного искусства, критическую теорию, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и др.). Дисциплина строится из блоков, являющихся авторскими курсами теоретиков современной культуры. Авторский курс Александры Володиной «Ключевые понятия теории современного искусства» В рамках курса лекций студенты рассмотрят, как на протяжении XX и XXI веков менялся концептуальный аппарат эстетической теории и способы размышления об искусстве. Теория и практика современного искусства находятся в динамической взаимосвязи, а изменения в одной из них влекут за собой трансформации другой, благодаря чему мы сможем проследить, как рождаются и обретают плоть новые идеи, структуры чувства и формы опыта. На лекциях будут проанализированы теоретические установки и влияние «поворотов» («turns») в науках о культуре второй половины XX-начале XXI вв., а также отказ от традиционных эстетических категорий и искусствоведческих методологических установок и появление новых проблемных понятий в связи с переосмыслением понятия искусства и его границ и понятия произведения искусства, кризисом философии представления, появлением новых медиа и средств выразительности, новых теорий субъективности. Отталкиваясь от рассмотрения конкретных арт-практик, студенты исследуют различные подходы к концептуализации образа и знака, аффекта, ощущения, массы как множества (multitude), уделят внимание не-изобразительному искусству, проблематике травмы и памяти, технике как условии возникновения форм эстетического опыта, а также этическому и политическому измерениям искусства.
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Ильи Будрайтскиса
    Данная дисциплина представляет собой конструктор из коротких курсов и мастер-классов, благодаря которому сформируется теоретическая баз, необходимая художнику и исследователю современного искусства. Курс будет состоять из блоков, подобранных либо в рамках общей логики и последовательности либо феноменологически. В данную дисциплину включаются: эстетика и философия современного искусства, критическая теория, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и т.д.). Авторский курс Ильи Будрайтскиса «Актуальное искусство и общество: история понимания. 1970-2010-ые». В центре внимания данного курса находится последовательный анализ различных моделей отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий. Такой способ исторического рассмотрения представляется не только наиболее продуктивным, но единственно возможным для искусства, связанного с авангардистской традицией и его жизнестроительными амбициями. Обратившись к художественному нонконформизму 1970-ых или к акционистским практикам 1990-ых, можно лучше и полнее понять актуальное место искусства в российском обществе. – 1970-80-ые: концептуализм, нонконформизм, «вненаходимость». Введение. Понятия автономии и ангажированности искусства. Кризис позднесоветского общества. Дискуссии о «двоемыслии» советского человека. Диссиденты и проблема этического выбора. Московский концептуализм и его художественные стратегии. — 1990-ые: акционизм, восстание против консенсуса и «тоска по государству». Начало постсоветского состояния и дискуссии о «транзите». Рыночные реформы, атомизация общества и «частные рынки силовых услуг». Проблема насилия. Посольство NSK в Москве и новая постановка вопроса об отношениях искусства и государства. Плюрализм мнений и ценность художественного высказывания. Московский акционизм и его отношения с традицией авангарда. — 2000-ые: аристократизация буржуазии и буржуазный средний класс. Эпоха стабильности и проблема общественных институтов. Место искусства в новой социальной композиции. Искусство, рынок и потребление. Система современного искусства и «большие проекты» 2000-ых. Новые практики культурной гегемонии. «Образовательный поворот». Переопределение «левого» и «правого» в искусстве. — 2010-ые: этика, политика, кризис институтов. 2010-ые как новые период и его характерные черты. Споры о «конце постсоветского». Новый российский акционизм: сложные отношения с политическим и возвращение этического измерения. Подъем «исторической политики» и ее художественные рефлексии. Искусство и вопрос идентичности.
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 1)
    Курс посвящен теории современного искусства и кураторства, осмыслению тех ролей, которые играют художник, арт-критик, теоретик и куратор в актуальном процессе жизнедеятельности "мира искусства"
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 2)
    Курс посвящен теории современного искусства и кураторства, осмыслению тех ролей, которые играют художник, арт-критик, теоретик и куратор в актуальном процессе жизнедеятельности "мира искусства"
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking просмотр
  • non-blocking посещаемость
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.3 * посещаемость + 0.7 * просмотр
  • Interim assessment (4 module)
    0.3 * посещаемость + 0.7 * просмотр
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Каган М. С. - ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. СЕ ЧЕЛОВЕК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-06175-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-iskusstva-se-chelovek-441575
  • Капустина, Л. Б. (2015). Философия Искусства Как Особая Проблемная Область Культурологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5411E02A
  • Классическая философия искусства. И. Кант : монография / Н.Н. Никитина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 242 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/16769. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872843
  • Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07898-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-1-437933
  • Плеханов Г. В. - ТЕОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 268с. - ISBN: 978-5-534-02387-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-iskusstva-i-istoriya-esteticheskoy-mysli-izbrannye-trudy-v-2-t-tom-2-444102

Recommended Additional Bibliography

  • Вальковский, А. (2010). Американская Антиэссенциалистская Философия Искусства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E459550E
  • Козлов А.А. - Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера - Издательство "Лань" - 2013 - 12с. - ISBN: 978-5-507-37329-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44016
  • составители Н. А. Хренов, А. С. Мигунов - Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 688с. - ISBN: 5-89826-290-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77142
  • ХРЕНОВ Н.А. (2012). Философия Искусства В Эпоху Постмодернистских Экспериментов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7B74C31
  • ХРЕНОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. (2016). Философия искусства в ситуации возникновения концепта культуры (начало). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.964FFD82