• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Теория и практика анализа образовательной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Иванов Иван Юрьевич, Корешникова Юлия Николаевна, Фрумин Исак Давидович
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Среди действующих управленцев – слушателей программы вряд ли есть кто-то, кто в условиях индикативного управления национальными проектами еще не разобрался с направлениями государственной образовательной политики. Но в рамках этого курсы мы будем работать не только и не столько с той политикой, которая существует в виде документов, оформляющих и регламентирующих направления развития, мероприятия, обеспечивающих их реализацию, и результаты и индикаторы их достижения. Хотя про это тоже – для сборки единой картины, чтобы увидеть образовательную политику как подсистему большой политики государства. Но, кроме этого, и в первую очередь, курс поможет разбираться с источниками, субъектами и механизмами формирования образовательной политики. Позволит увидеть политику и как практику управления социальными группами, как систему отношений и коммуникаций. Даст возможность понять, какие существуют инструменты реализации образовательной политики на каждом уровне управления, и есть ли инструменты влияния на политиков и на политику. Проектная рамка курса дает слушателю возможность занять позицию субъекта государственной образовательной политики в рамках своей профессиональной роли и овладеть компетенциями, необходимыми для эффективного действия в этой позиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать условия для развития у слушателей умений анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе.
  • Обеспечить формирование у слушателей умений определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней.
  • Помочь слушателям сформировать навыки изучения и анализа текстов, определяющих и обосновывающих основные положения государственной образовательной политики, а также самостоятельной подготовки соответствующих профессиональных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать образовательную политику как принятие решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» в определенных социально-политическом, экономическому и культурном контекстах
  • владеть навыками ведения публичных дискуссий по вопросам образовательной политики
  • владеть навыками применения модели и понятия анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций (систем)
  • владеть навыками проведения экспертизы стратегий, проектов, программ развития образования
  • владеть способностью к анализу реализации конкретной политики, реформы, программы, оценке эффектов и последствий
  • выделять субъектов образовательной политики, различать их позиции (цели, интересы);
  • знать основные характеристики, уровни, аспекты образовательной политики
  • критически анализировать и оценивать предложения (идеи, замыслы, проекты, программы) по реформированию образования, связанные с изменениями образовательной среды;
  • определять и сравнивать возможные варианты политических решений существующих проблем образования, разрабатывать альтернативные подходы, сценарии проведения политики, реформ;
  • уметь определять тенденции и делать прогнозы относительно перспектив развития (будущего) образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образовательная политика как предмет анализа. Предмет образовательной политики
  • Факторы формирования и изменения государственной образовательной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольное мероприятие 1
    Прочитать статьи М.Фуллана, А.Г. Асмолова. Ответить на вопросы.
  • неблокирующий Контрольное мероприятие 2
    Контрольное мероприятие 2. 1. Проанализировать текст доклада. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования No1, 2012». Ответить на вопросы. 2. Проанализировать тексты докладов «Trends Shaping Education 2016» и «Educational ecosystems for societal transformations. Global Education Futures». Ответить на вопросы.
  • неблокирующий контрольное мероприятие 3
    Контрольное мероприятие 3. 1. Проанализировать тексты Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2020 годы и доклада «Ставка на новое поколение: предложения по модернизации образования 2018-2024». Ответить на вопросы. 2. Подготовить аналитическую записку с анализом программы развития образования в вашем регионе. 3. Подготовить предложения по стратегии развития образования в регионе до 2024 года.
  • блокирующий итоговый контроль
    Итоговый контроль предполагает зачетную оценку за разработку групповой региональной стратегии развития образования и за рецензию на стратегию другой группы, как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 14 дней.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.1 * контрольное мероприятие 3 + 0.7 * итоговый контроль + 0.1 * Контрольное мероприятие 1 + 0.1 * Контрольное мероприятие 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гохберг Л. М., & Кузнецова Т. Е. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Foresight-Russia Форсайт, (4), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013126.14605173
  • Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
  • Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Днепров Э.Д. ред. - сост. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века: сб. документов [Текст] : в 3 т. — Т. I. / Э.Д. Днепров. - Москва : ВШЭ, 2017. - 832 с. - ISBN 978-5-7598-1362-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362111/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Нет. (2013). Medium - Term Development of Education and Socialization in the Russian Federation. An expert group report ; Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF83B736