2020/2021
Стартап: от идеи к продукту
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Институт менеджмента инноваций
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Андреева Ирина Владимировна,
Зобнина Маргарита Ренатовна,
Кардонов Юрий Сергеевич,
Козлов Павел Андреевич,
Ларшин Леонид Юрьевич,
Литвинова Ирина Вадимовна,
Солдатов Алексей Викторович,
Суворова Ольга Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс освещает ключевые аспекты деятельности по разработке и тестированию новых товаров и услуг на конкурентном рынке. В результате изучения курса студент изучает способы поиска и критерии выбора идей для бизнеса, инструменты управления проектом, основные подходы к разработке MVP и его тестированию, принципы формирования команды в стартапе. По итогам прохождения курса свободно владеет навыками формирования идеи/гипотезы, рефлексии над своими достижениями и ошибками, осознавать их причины, принятия решения, когда последствия этого решения являются неопределенными, когда имеющаяся информация является частичной или неоднозначной, или когда существует риск появления непреднамеренных результатов, критического мышления, исследования целевой аудитории и определения потребности потребителя.
Цель освоения дисциплины
- Формирование объёма знаний и практических навыков, необходимых для запуска собственного продукта.
Планируемые результаты обучения
- Знает способы поиска и критерии выбора идей для бизнеса
- Умеет определять/создавать и прогнозировать появление новых возможностей/потребностей путем изучения социального, культурного и экономического контекста
- Владеет навыками формирования идеи/гипотезы
- Владеет навыками работы в команде
- Знает инструменты управления проектом
- Знает основные подходы к разработке MVP и его тестированию
- Знает принципы формирования команды в стартапе
- Умеет принимать природу конфликтов
- Умеет определять актуальность выявленной потребности/подходящее время для реализации найденной возможности
- Умеет выявлять целевую аудиторию и ее потребности
- Умеет находить нестандартные решения для известных задач или нестандартное применение для привычных вещей
- Владеет навыками рефлексии над своими достижениями и ошибками, осознавать их причины; · принятия решения, когда последствия этого решения являются неопределенными, когда имеющаяся информация является частичной или неоднозначной, или когда существует риск появления непреднамеренных результатов
- Владеет навыками критического мышления
- Владеет навыками проведения совещаний и интервью
- Владеет навыками поиска, критической оценки и умением сравнивать различные источники информации, которые помогают снижать неопределенность и риски при принятии решений
- Умеет объединять различные знания и ресурсы при проектировании новых продуктов/сервисов или проектировании улучшений существующих; применять взаимовыгодный (win-win) подход
- Умеет проектировать прототип, MVP и готовый продукт на основе обратной связи от клиентов; разрабатывать и генерировать идеи
- Умеет определить потенциал идеи и устойчивые способы ее максимально эффек-тивной реализации
- Умеет разрабатывать план по воплощении идеи в конкретные действия
- Умеет определить потенциал идеи и устойчивые способы ее максимально эффективной реализации
- Умеет определять ценность идеи для каждой заинтересованной стороны в рамках создания нового бизнеса, включая общество в целом
- Владеет инструментами клиентского развития (Costomer development)
- Владеет навыками построения сценария достижения желаемого будущего с учетом контекста и трендов
- Умеет самостоятельно инициировать процессы создания нового продукта/бизнеса
- Умеет быстро воплощать в жизнь новые идеи и возможности для развития бизнеса; доводить воплощение идей в жизнь до результата, несмотря на временные трудности;
- Умеет отделять свои личные/внутренние и внешние факторы, которые мотивируют создавать новый продукт/новый бизнес
- Владеет навыками выявления трендов и определения возможностей, которые в будущем от-кроются или закроются, благодаря их развитию
- Владеет навыками оценки клиентского опыта использования продукта/сервиса
- Умеет быстро отказаться от продолжения работ над идеей после признания ее бесперспективной
- Умеет анализировать конкурентов и определять параметры, по которым клиенты сравнивают конкурирующие решения
- Умеет устанавливать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели
- Умеет определять свои приоритеты и действовать в соответствии с ними
- Умеет определять ресурсы, которые будут необходимы для развития бизнеса
- Умеет привлекать и управлять ресурсами, необходимыми для бизнеса на каждом этапе его развития
- Умеет собирать команду стартапа, на основе знаний, навыков и личных качеств потенциальных участников команды
- Умеет организовать работу людей в команде
- Умеет давать другим участникам команды обратную связь по поводу их результатов; уметь работать в распределенной команде;
- Владеет методиками анализа и оценки рынка
- Владеет навыками исследования целевой аудитории и определения потребности потребителя;
- Владеет навыками управления проектами.
Содержание учебной дисциплины
- Поиск и выбор идеи для бизнесаОсновные подходы к выбору идеи для бизнеса. Трансформация идеи в концепцию для бизнеса. Подходы к оценке идей. Критерии выбора идеи.
- Дизайн-мышлениеМетодика нестандартных решений задачи, ориентированная на интересы потребителя.Этапы решения проблемы. Генерация идей. Применение дизайн – мышления.
- Команда проекта. Основные подходы к формированию команды стартапа.Состав основателей проекта. Принципы привлечения людей в команду. Разработка программ мотивации. Делегирование. Распределение функций в команде. Кризисы команды.
- Ресурсы и управление проектом. Концепция бережливого стартапаПодходы и инструменты управления проектом. Концепция бережливого стартапа. Каскадный метод разработки продукта. Использование метода SCRUM, Agile при управлении проектом. Диаграмма Ганта, Майндмэп, Диаграмма Исикавы.
- Целевая аудитория.Сегментация. Выявление и верификация целевой аудитории. Основные подходы к выявлению целевой аудитории. Карта эмпатии. Работа с потребителями. Составление портрета потребителя. B2B, B2C, B2G рынки.
- Ценностное предложение.Основные подходы к разработке ценностного предложения. Формулировка ценностного предложения.
- Клиентское развитие.Концепция клиентского развития. Инструменты проведения клиентского развития. Проблемное интервью. Решенческое интервью. Разворот бизнес-модели.
- Анализ конкурентов.Прямые и косвенные конкуренты. Инструменты анализа конкурентов. Стратегические группы. Позиционирование.
- Разработка продуктаМинимальный жизнеспособный продукт. Прототип
Элементы контроля
- активность на занятиях
- выполнение домашних заданий
- работа на практических занятиях
- экзамен в формате защиты проекта
- активность на занятиях
- выполнение домашних заданий
- работа на практических занятиях
- экзамен в формате защиты проекта
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * активность на занятиях + 0.5 * выполнение домашних заданий + 0.2 * работа на практических занятиях + 0.2 * экзамен в формате защиты проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
- Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вовремя и в рамках бюджета : управление проектами по методу критической цепи, Лич, Л., 2010
- Г. Кавасаки - Стартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443981 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/9511
- Иноземцева Е.С. - Стартап без купюр, или 50 и 1 урок, как сделать бизнес в Москве для клиентов со всего мира - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 368с. - ISBN: 978-5-00057-145-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62125