• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Психология креативности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Язык: английский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Course Syllabus

Abstract

Предлагаемый курс даёт представление об основных научных подходах к исследованию креативности как психологической категории, которая в значительной степени предопределяет успешность человека в его продуктивной деятельности. Эта деятельность может быть связана с генерированием новых и оригинальных идей, а также творческим решением самых разных задач и проблемных ситуаций. Курс предполагает сочетание лекций и практических занятий. У студентов будет возможность не только ознакомиться с моделями и теориями творческого мышления, но и отработать на практике методы диагностики и развития креативности. Они получат опыт участия в групповой творческой деятельности, а также организации этой деятельности. Одним из достоинств предлагаемого курса, на взгляд автора, является его полезность для развития у студентов способности ставить и решать творческие задачи в самых разных сферах. Полученные ими знания о природе креативности и направлениях её исследования, а также приобретённый на практических занятиях опыт её диагностики и развития могут оказаться полезными в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целями освоения дисциплины «Креативные технологии» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Имеет общее представление о креативности.
  • Может перечислить основные критерии креативности.
  • Может кратко перечислить и описать основные модели креативности
  • Может кратко перечислить и описать биологические факторы и механизмы креативности
  • Может кратко перечислить и описать когнитивные факторы и механизмы креативности
  • Может кратко перечислить основные характеристики творческой личности
  • Может кратко перечислить и описать социокультурные факторы и механизмы креативности
  • Может кратко перечислить принципы и закономерности "мозгового штурма"
  • Может перечислить и кратко описать основные методы диагностики креативности
  • Знает и может применять на практике основные методы стимуляции креативности
Course Contents

Course Contents

  • Introduction to psychology of creativity
    Definitions of creativity. Criteria of creative activities. Types and aspects of creativity. Verbal vs. non-verbal creativity. Individual vs. group creativity. Creativity in various fields of human activity.
  • Paradigms in creativity research
    Classifications of theories and models on creativity. Hierarchical classification of studies of creativity. Different approaches to creativity research. General models of creativity (4 –stage Wallas’s model, 4P\6P model, 4C model)
  • Biological bases of creativity
    Physiological correlates of individual creative activity. The role of cortical activation in creative activ-ity. Attention deployment. Right and left hemispheres activation. Left-handedness and creativity. Arousal. Creativity and mental illness
  • Cognitive aspects of creativity
    Convergent and divergent thinking. Idea generation as an associative process. The Matrix model of idea generation. The SIAM Model of idea generation. The role of memory and knowledge in creative process. Creativity as a productive thinking. Insight. Creativity and artificial intelligence. Computa-tional creativity. Creativity and intelligence
  • Creative person
    Core characteristics as correlates of creative personality. Self-actualization and creativity. Traits of creative people. Complexity, openness, and plasticity and their role in creativity. Models of inspiration. The role of intrinsic and extrinsic motivation in creativity. The state of flow. Historiometric ans bio-graphical methodologies in creativity research. Creativity in psychoanalysis.
  • Social, cultural, and economic determinants of creativity
    Co-creation. The fish-scale model. Group creativity. Brainstorming. Advantages and drawbacks of brainstorming. The modifications of traditional brainstorming. The investment theory and psy-choeconomic model. Creative class. Cross-cultural studies of creativity. System approach to creativity research.
  • Measuring of individual creativity
    Psychometric approach in creativity research. Methods of the assessment of creativity (RAT, TTCT, ATTA, Guilford’s tests). Specificity of the assessment of verbal and pictorial (non-verbal) creativity. Parameters of creativity in the course of the assessment (fluency, originality, elaboration, flexibility).
  • Stimulation of creativity
    Overview of methods. Algorithmic and non-algorithmic methods of creativity stimulation. Individual and group format of stimulation. Morphological analysis, Synectics. TRIZ, Mindmapping.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking активность на занятиях
  • non-blocking домашнее задание
    Домашнее задание выполняется студентом самостоятельно. Необходимо описать не менее 10-ти оригинальных идей, открытий и инноваций, а также дать краткий анализ этих творческих продуктов с точки зрения уровня их оригинальности, практичности и адекватности.
  • non-blocking письменный тест
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (3 module)
    0.4 * активность на занятиях + 0.2 * домашнее задание + 0.4 * письменный тест
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412

Recommended Additional Bibliography

  • Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow : The Psychology of Optimal Experience (Vol. 1st ed). Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=237572
  • Plucker, J. A., & Runco, M. A. (1998). The death of creativity measurement has been greatly exaggerated: Current issues, recent.. Roeper Review, 21(1), 36. https://doi.org/10.1080/02783199809553924
  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Sternberg, R. (2012). The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach. Creativity Research Journal, 24(1), 3–12. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.652925
  • Wylant, B. (2008). Design Thinking and the Experience of Innovation. Design Issues, 24(2), 3–14. https://doi.org/10.1162/desi.2008.24.2.3