2020/2021
Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Фёдорова Анастасия Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель» является частью майнора «Визуальная культура Востока и античности». Кинематограф Японии дает обширный и благодатный материал для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания, но в нашем вводном курсе мы сосредоточим свое внимание на важнейшем для всей японской культуры вопросе о национальном своеобразии. В середине XX века Япония стала первой азиатской страной, фильмы которой получили широкое признание на Западе. Однако очень скоро выяснилось, что восприятие и оценки японского кино внутри страны и за ее пределами существенно различаются. Можно ли говорить здесь о пресловутом «островном сознании» японцев, или мы имеем дело с определенными экономическими стратегиями продюсеров и прокатчиков? В нашем курсе мы предлагаем очерк формирования основных стилистических и жанровых особенностей японского кино на примере творчества ведущих японских режиссеров (Куросава, Одзу, Мидзогути, Осима, Китано…), а также краткую историю японского кинопроизводства и проката. Это поможет понять, как современный японский кинематограф решает сложную дилемму сохранения национального своеобразия в глобальной медиасфере, и какой сама Япония видит свою роль в развитии мирового кинематографа и современной массовой культуры.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа;
- Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала;
- Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю изобретения кинематографа на Западе. Понимает специфику восприятия кинематографа в Японии на рубеже 19-20 вв.
- Понимает особенности производства и дистрибуции немого кинематографа в Японии
- Может перечислить культурно-исторические и экономические предпосылки перехода к звуковому кинематографу в Японии.
- Понимает особенности производства, дистрибуции и цензурирования игровых и документальных фильмов в Японии времен Второй мировой войны и американской оккупации
- Может перечислить тематические и стилистические особенности творчества режиссера Мидзогути Кэндзи
- Может контекстуализировать популярность японского кинематографа на Западе 1950-х гг.
- Может перечислить стилистические и тематические особенности творчества Одзу Ясудзиро и Куросава Акира
- Знает историю формирования жанров: дзидайгэки, кайдзю, кайдан, сёмингэки, хахамоно
- Понимает и может перечислить главные особенности кинематографа японской "Новой волны"
- Понимает динамику взаимодействия японской киноиндустрии с телевидением. Знает основные этапы развития японской документалистики.
- Может перечислить основные исторические этапы и современные тенденции изучения японского кинематографа в академической среде.
Содержание учебной дисциплины
- Приход кинематографа в Японию
- «Великий немой»: культура бэнси, движение за «чистый» кинематограф, первые опыты киноавангарда.Просмотр фильмов: «Страница безумия», реж. Кинугаса Тэйноскэ (1926) «Родиться-то я родился…», реж. Одзу Ясудзиро (1932)
- Появление звука: модернизм и социальная критика в японском кинематографе 1930-х гг.Просмотр фильмов: «Осакская элегия», реж. Мидзогути Кэндзи (1936) «Человечность и бумажные шары», реж. Яманака Садао (1937)
- Кинематограф и пропаганда: Пятнадцатилетняя война (1931-1945) и годы оккупации (1945-1952)Просмотр фильмов: «Армия», реж. Киносита Кэйскэ (1944) «Голубые горы», реж. Имаи Тадаси (1949)
- Творчество Мидзогути Кэндзи. Эстетика традиционализма. Первые успехи японского кинематографа на Западе.Просмотр фильма: «Сказки туманной луны после дождя», реж. Мидзогути Кэндзи (1953)
- Творчество Куросава Акира. Японское и советское кино в диалоге.Просмотр фильмов: «Расёмон», реж. Куросава Акира (1950) «Жить», реж. Акира Куросава (1952)
- Творчество Одзу Ясудзиро. «Cемейная мелодрама» студии Сётику.Просмотр фильма: «Токийская повесть», реж. Одзу Ясудзиро (1953)
- Жанровая специфика послевоенного японского кинематографаПросмотр фильмов: «Годзилла», реж. Хонда Исиро (1954) «Кику и Исаму», реж. Имаи Тадаси (1959) «Токийский скиталец», реж. Судзуки Сэйдзюн (1966) «Мужчине живется трудно», реж. Ямада Ёдзи (1969)
- Кинематограф «новой волны». Социально-политические движения 1960-х – 1970-х гг. Эксперименты в области стиля.Просмотр фильмов: «История жестокой юности», реж. Осима Нагиса (1960) «Чужое лицо», реж. Тэсигахара Хироси (1966)
- Документальный кинематограф и телевидение
- Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
Элементы контроля
- Эссе1
- Письменный экзамен
- Эссе 2
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
- Эссе1
- Письменный экзамен
- Эссе 2
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Письменный экзамен + 0.14 * Презентация + 0.21 * Работа на семинарских занятиях + 0.07 * Тесты + 0.14 * Эссе 2 + 0.14 * Эссе1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aaron Gerow, Visions of Japanese Modernity : Articulations of Cinema, Nation, and Spectatorship, 1895-1925
Рекомендуемая дополнительная литература
- Michael Lucken, The Japanese and the War : Expectation, Perception, and the Shaping of Memory
- Mitsuyo Wada-Marciano, Nippon Modern : Japanese Cinema of the 1920s And 1930s
- William M. Tsutsui and Michiko Ito, In Godzilla's Footsteps : Japanese Pop Culture Icons on the Global Stage
- Yoshiharu Tezuka, Japanese Cinema Goes Global : Filmworkers' Journeys