• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Религии Индии. Буддизм в Индии и сопредельных странах

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен буддизму в Индии и сопредельных странах, рассматриваемому в широком контексте индийской культуры. Чтобы получить представление о формировании буддизма, об истоках его учения и культа, необходимо в общих чертах описать религиозную ситуацию, сложившуюся в Индии в период, предшествующий его возникновению. Поэтому в первой части курса предполагается обзор религиозных традиций вед, краткое знакомство с ведийским каноном, его структурой, жанрами представленных в нем текстов и стоящей за ним обрядовой практикой. Также планируется обобщенное изложение основ брахманизма, как религиозного учения, взаимодействовавшего с буддизмом на ранней стадии его развития. Традиция буддизма будет представлена как культурный комплекс, включающий философское учение, каноническую и неканоническую литературу, изобразительное искусство, правила жизни монашеской общины. Проблема реконструкции биографии Будды потребует анализа агиографических памятников. Историческое развитие буддизма должно быть показано через характеристику его основных направлений и отдельных школ, особое внимание планируется уделить соперничеству хинаяны, махаяны и тантрического буддизма. Понимание той роли, которую буддизм играл в конце эпохи древности и раннем средневековье, невозможно без рассказа о его взаимодействии с формировавшейся в этот период религией индуизма. Следовательно, курс предполагает некоторое отступление для введения в проблематику, связанную с культами шиваизма и вишнуизма. Буддизм — мировая религия, более того, многие его литературные памятники, создававшиеся в Индии сохранились лишь в соседних странах, которые были охвачены миссионерской деятельностью. Соответственно, курс индийского буддизма не может замыкаться в пределах собственно Индии и неизбежно включает сведения по истории и культуре Шри-Ланки, Непала и Тибета.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний об истории буддизма и его учении;
  • развитие навыков критического восприятия источников разных типов по истории и учению буддизма;
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области истории религий Индии и истории индийской философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • – иметь базовые представления об истории буддизма и его учении;
  • – получить навыки работы с источниками разных типов по истории и философии буддизма;
  • – приобрести навыки самостоятельной работы с источниками и справочной литературой по буддизму, используя соответствующую терминологию и аналитический инструментарий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Литература ведийского канона
    Лекция 1. Структура и содержание ведийского канона. Лекция 2. Мифология Ригведы.
  • Раздел 2. Брахманизм как предшественник и соперник буддизма
    Лекция 1. Яджурведа и литература брахман. Лекция 2. Ведийский ритуал. Лекция 3. Истоки формирования теоретической мысли в древней Индии. Упанишады.
  • Раздел 3. Шраманские религии как среда формирования буддизма
    Лекция 1. Культурная и историческая ситуация в Индии в VI-IV вв. до н. э. Адживикизм. Лекция 2. Джайнизм: учение, культ, литература.
  • Раздел 4. Формирование и структура буддийских канонов
    Лекция 1. Структура палийского канона, история его формирования. Язык пали. Лекция 2. Виная в палийской «Типитаке» и в канонах северного буддизма. Лекция 3. Сутра (сутта) как жанр буддийской литературы. Лекция 4. Поэзия палийского канона. Лекция 5. Джатаки и аваданы в буддийской литературе и искусстве. Лекция 6. Абхидхарма в канонах индийского буддизма.
  • Раздел 5. Школы буддизма. Возникновение махаяны
    Лекция 1. История раскола общины в буддийской литературе. Махасангхики. Лекция 2. Возникновение махаяны: концепция бодхисаттвы. Махаянские сутры. Лекция 3. Философия махаяны: мадхьямака и йогачара.
  • Раздел 6. Буддийская агиография
    Лекция 1. Житийные памятники индийского буддизма. Лекция 2. Проблема историчности Будды в научной литературе. Лекция 3. Формирование сюжетов предания о Будде.
  • Раздел 7. География индийского буддизма и формирование института паломничества
    Лекция 1. Источники по древней географии буддизма: китайские паломники и археология. Лекция 2. Агиографическая традиция и сакральная география буддизма.
  • Раздел 8. Монастырская культура индийского буддизма
    Лекция 1. Структура монастырского комплекса и ее развитие. Лекция 2. Повседневная жизнь буддийского монаха. Годовой цикл и праздники. Лекция 3. Монашеская община и социум.
  • Раздел 9. Буддийское искусство Индии
    Лекция 1. Буддийская ступа: архитектура и скульптура. Лекция 2. Житие Будды в изобразительной традиции. Лекция 3. Искусство Гандхары. Эллинистические традиции и буддизм. Лекция 4. Буддийские пещерные комплексы в Западной Индии.
  • Раздел 10. Борьба и взаимодействие индуизма и буддизма. Тантрический буддизм
    Лекция 1. Проблема индуизма. Зарождение религиозных культов, объединяемых понятием «индуизм». Лекция 2. Шиваизм, вишнуизм и культ богини. Мифология и эпос индуизма. Лекция 3. Храмовая культура индуизма. Противостояние индуизма и шраманских религий (буддизма и джайнизма) в древности и раннем средневековье. Лекция 4. Буддийская и индуистская тантра.
  • Раздел 11. Южный буддизм: Шри Ланка
    Лекция 1. Распространение буддизма на Шри Ланке. Палийские хроники и их историчность. Лекция 2. Борьба тхеравады с другими направлениями буддизма на Шри Ланке. Буддизм как государственная религия. Лекция 3. Буддийская археология Шри Ланки.
  • Раздел 12. Северный буддизм: Афганистан и Средняя Азия, Непал и Тибет
    Лекция 1. Распространение буддизма на территории Афганистана и Средней Азии. Археология и тексты. Лекция 2. Проникновение буддизма в Тибет: легенды и история. Взаимодействие с непальской и китайской традицией. Лекция 3. Тибетский буддизм. Его особенности и роль в истории страны.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Maurer, Walter Harding. Pinnacles of India's Past: Selections from the Ṛgveda. – Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1986. – Pp. ix, 350. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=680958

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Penner, H. H. (2009). Rediscovering the Buddha : The Legends and Their Interpretations. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=299053
  • Silk, J. A. (2008). Managing Monks : Administrators and Administrative Roles in Indian Buddhist Monasticism. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=271173