2020/2021
Языческая философия: в поисках альтернативного мировоззрения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Лечич Никола Добривоевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Целью изучения данной дисциплины является (1) ознакомление студентов с происхождением основных вариантов современного мировоззрения (отражающегося в современной науке, религии, культуре и содержании основных смыслопорождающих понятий: жизнь, смерть, ценности, добро, зло, природа), (2) ознакомление с той частью истории идеи, которая не стала «мейнстримом», а которая либо совсем ушла в забвение, либо выжила «в подполье» мировоззренческого спектра, (3) идентификация особой части истории идей, которую можно назвать «языческой», потому что она связана с пулом идей, предшествовавших возникновению узнаваемой и сегодня доминирующей платоническо-христианской парадигмы и (4) поиск следов «языческого» как в давно умерших системах, так и во многих идеях современного мира, развиваемых в философии, политике, экологии, искусстве и религии. Идея данной дисциплины зародилась на основе преподавания истории философии студентам разных факультетов НИУ ВШЭ, а также свыше 60 философских кинолекции в рамках регулярного семинара Школы философии «Ужасы на Басманной»). Темы курса: (1) Идентификация главного течения («мейнстрима») истории идей. (2-3) Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии. (4-5) Яыческое в общей истории философии. (6) Языческое у Шопенгауэра. (7) Языческое у Ницше. (8) Языческое у Хайдеггера. (9) Языческие идеи и ужасное: обзор. (10-12) Языческие идеи и ужасное: кино. (13-14) Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (По, Мэкен, Йейтс, Лавкрафт, Лиготти...). (15) Языческие идеи и ужасное: история живописи и скульптуры (Босх, Блейк, Клее, Де Кирико, Миро, Гигер...). (16) Языческие идеи в музыке (Барток, Прокофьев, Стравинский). (17) Языческие идеи в современном искусстве. (18) Языческие идеи в современной мире: политика, религия, культура. (19) Языческие идеи и глубокая экология. (20) Заключительный обзор.
Цель освоения дисциплины
- Освоить большое количество нового знания из истории идей, в т.ч. той ее части, которая не вписалась в доминирующую сегодня.
- Улучшить способность грамотно артикулировать или переосмыслить свое мировоззрение.
- Понимать мировоззрение других людей и культур; грамотно и с уважением вступать в диалог с инакомыслящими.
- Продвижение способности анализировать происхождение мировоззренческих идей и их грамотное сравнение.
Планируемые результаты обучения
- Идентификация особой части истории идей, которую можно назвать «языческой», потому что она связана с пулом идей, предшествовавших возникновению узнаваемой и сегодня доминирующей платоническо-христианской парадигмы.
- Поиск следов «языческого» как в давно умерших системах, так и во многих идеях современного мира, развиваемых в философии, политике, экологии, искусстве и религии.
Содержание учебной дисциплины
- Идентификация главного течения («мейнстрима») истории идей
- Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии (часть 1)
- Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии (часть 2)
- Языческое в общей истории философии (часть 1)
- Языческое в общей истории философии (часть 2)
- Языческое у Шопенгауэра
- Языческое у Ницше
- Языческое у Хайдеггера
- Языческие идеи и ужасное: обзор
- Языческие идеи и ужасное: кино (часть 1)
- Языческие идеи и ужасное: кино (часть 2)
- Языческие идеи и ужасное: кино (часть 3)
- Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (часть 1)
- Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (часть 2)
- Языческие идеи и ужасное: история живописи и скульптуры
- Языческие идеи в музыке
- Языческие идеи в современном искусстве
- Языческие идеи в современной мире: политика, религия, культура
- Языческие идеи и экология
- Заключительный обзор
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Tales of mystery, imagination, & humor and poems, Poe, E. A., 2013
- Аврора, или Утренняя заря в восхождении, Беме, Я., 1990
- Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
- Видение: поэтическое, драматическое, магическое, Йейтс, У. Б., 2000
- История уродства, , 2007
- Мир как воля и представление, Шопенгауэр, А., 2005
- Нечто. Феноменология ужаса, Тригг, Д., 2017
- Об отрешенности, Экхарт, М., 2001
- Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
- Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., 2005
- Скиталец тьмы : рассказы, сонеты, Лавкрафт, Г. Ф., 2004
- Так говорил Заратустра : Книга для всех и ни для кого, Ницше, Ф., 2000
- Ужас философии. Т.1: В пыли этой планеты, Такер, Ю., 2017
- Ужас философии. Т.3: Щупальца длиннее ночи, Такер, Ю., 2019
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
- Фрагменты ранних стоиков. Т.1: Зенон и его ученики, , 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., 1985
- Греки и иррациональное, Доддс, Э. Р., 2000
- Ницше. Т.1: ., Хайдеггер, М., 2006
- Ницше. Т.2: ., Хайдеггер, М., 2007