• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Языческая философия: в поисках альтернативного мировоззрения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения данной дисциплины является (1) ознакомление студентов с происхождением основных вариантов современного мировоззрения (отражающегося в современной науке, религии, культуре и содержании основных смыслопорождающих понятий: жизнь, смерть, ценности, добро, зло, природа), (2) ознакомление с той частью истории идеи, которая не стала «мейнстримом», а которая либо совсем ушла в забвение, либо выжила «в подполье» мировоззренческого спектра, (3) идентификация особой части истории идей, которую можно назвать «языческой», потому что она связана с пулом идей, предшествовавших возникновению узнаваемой и сегодня доминирующей платоническо-христианской парадигмы и (4) поиск следов «языческого» как в давно умерших системах, так и во многих идеях современного мира, развиваемых в философии, политике, экологии, искусстве и религии. Идея данной дисциплины зародилась на основе преподавания истории философии студентам разных факультетов НИУ ВШЭ, а также свыше 60 философских кинолекции в рамках регулярного семинара Школы философии «Ужасы на Басманной»). Темы курса: (1) Идентификация главного течения («мейнстрима») истории идей. (2-3) Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии. (4-5) Яыческое в общей истории философии. (6) Языческое у Шопенгауэра. (7) Языческое у Ницше. (8) Языческое у Хайдеггера. (9) Языческие идеи и ужасное: обзор. (10-12) Языческие идеи и ужасное: кино. (13-14) Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (По, Мэкен, Йейтс, Лавкрафт, Лиготти...). (15) Языческие идеи и ужасное: история живописи и скульптуры (Босх, Блейк, Клее, Де Кирико, Миро, Гигер...). (16) Языческие идеи в музыке (Барток, Прокофьев, Стравинский). (17) Языческие идеи в современном искусстве. (18) Языческие идеи в современной мире: политика, религия, культура. (19) Языческие идеи и глубокая экология. (20) Заключительный обзор.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить большое количество нового знания из истории идей, в т.ч. той ее части, которая не вписалась в доминирующую сегодня.
  • Улучшить способность грамотно артикулировать или переосмыслить свое мировоззрение.
  • Понимать мировоззрение других людей и культур; грамотно и с уважением вступать в диалог с инакомыслящими.
  • Продвижение способности анализировать происхождение мировоззренческих идей и их грамотное сравнение.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентификация особой части истории идей, которую можно назвать «языческой», потому что она связана с пулом идей, предшествовавших возникновению узнаваемой и сегодня доминирующей платоническо-христианской парадигмы.
  • Поиск следов «языческого» как в давно умерших системах, так и во многих идеях современного мира, развиваемых в философии, политике, экологии, искусстве и религии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идентификация главного течения («мейнстрима») истории идей
  • Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии (часть 1)
  • Поиск «языческого»: идентификация невыживших идей в античной философии (часть 2)
  • Языческое в общей истории философии (часть 1)
  • Языческое в общей истории философии (часть 2)
  • Языческое у Шопенгауэра
  • Языческое у Ницше
  • Языческое у Хайдеггера
  • Языческие идеи и ужасное: обзор
  • Языческие идеи и ужасное: кино (часть 1)
  • Языческие идеи и ужасное: кино (часть 2)
  • Языческие идеи и ужасное: кино (часть 3)
  • Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (часть 1)
  • Языческие идеи и ужасное: поэзия и литература (часть 2)
  • Языческие идеи и ужасное: история живописи и скульптуры
  • Языческие идеи в музыке
  • Языческие идеи в современном искусстве
  • Языческие идеи в современной мире: политика, религия, культура
  • Языческие идеи и экология
  • Заключительный обзор
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tales of mystery, imagination, & humor and poems, Poe, E. A., 2013
  • Аврора, или Утренняя заря в восхождении, Беме, Я., 1990
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., Бибихина, В. В., 2013
  • Видение: поэтическое, драматическое, магическое, Йейтс, У. Б., Голубович, К., 2000
  • История уродства, Эко, У., 2007
  • Мир как воля и представление, Шопенгауэр, А., Айхенвальда, Ю. И., 2005
  • Нечто. Феноменология ужаса, Тригг, Д., Цырлиной, Я. Э., 2017
  • Об отрешенности, Экхарт, М., Реутина, М. Ю., 2001
  • Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
  • Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., Рачинского, Г. А., 2005
  • Скиталец тьмы : рассказы, сонеты, Лавкрафт, Г. Ф., Алякринского, О., 2004
  • Так говорил Заратустра : Книга для всех и ни для кого, Ницше, Ф., 2000
  • Ужас философии. Т.1: В пыли этой планеты, Такер, Ю., 2017
  • Ужас философии. Т.3: Щупальца длиннее ночи, Такер, Ю., 2019
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
  • Фрагменты ранних стоиков. Т.1: Зенон и его ученики, , 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., Raffan, J., 1985
  • Греки и иррациональное, Доддс, Э. Р., Пахомова, С. В., 2000
  • Ницше. Т.1: ., Хайдеггер, М., 2006
  • Ницше. Т.2: ., Хайдеггер, М., 2007