• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Самопрезентация и убеждающая коммуникация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Прохождение данного курса обеспечивает развитие и актуализацию специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности и убеждающей коммуникации. Освоенные в ходе изучения дисциплины специальные знания и опыт реализуются в умении управлять впечатлением окружающих о себе, в навыках психологического воздействия на оппонента (слушателя, собеседника) в ситуации деловых переговоров или публичного выступления. В целом речь идет о развитии таких важных профессиональных компетенций, как гибкость и адаптивность поведения, эффективность коммуникаций, стрессоустойчивость и лидерство.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Самопрезентация и убеждающая коммуникация» является совершенствование компетенций в сфере коммуникации и управления поведением; освоение/актуализация специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации, позволяющих овладеть основными техниками и стратегиями самопрезентации, способами защиты от манипулятивного воздействия, что способствует формированию навыков психологического воздействия на личность и группу, обеспечивающих проведение конструктивных переговоров в деловом и личном общении, успешное публичное выступление.
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать теоретические основы психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации и грамотно оперировать основными понятиями; иметь представление об основных направлениях изучения самопрезентации, современных достижениях теоретической и прикладной психологии самопрезентации личности и убеждающего воздействия.
  • Также уметь применять полученные знания на практике; выбирать и применять определенные стратегии и техники самопрезентации.
  • Студент должен обладать навыками комплексного психологического анализа ситуации взаимодействия и способами воздействия на оппонента: -развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы в аспекте социального взаимодействия и коммуникации; -развитие навыков проведения экспериментальной работы в области манипуляции; -овладение стратегиями и техниками самопрезентации; -развитие у студентов практических навыков публичного выступления, в том числе в формате презентации самостоятельных научных исследований; -развитие навыков убеждающей коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с основными теоретическими подходами и исследованиями самопрезентации личности
  • Знакомится с основаниями классификации самопрезентации личности, проходит ряд диагностических методик и упражнений
  • Изучает и сравнивает существующие современные практики (модели) самопрезентации, исследует и разрабатывает алгоритм по ним
  • Изучает гендерные отличия приемов и тактик самопрезентации в социальном поведении (профессиональные отличия), знакомится с защитными и ассертивными тактиками самопрезентации, сравнивает и проходит диагностику своих приемов самопрезентации
  • Изучает теорию и практику имиджелогии, знакомится с пошаговым алгоритмом построения позитивного имиджа
  • Знакомится с особенностями публичного выступления и арсеналом средств общения оратора, проходит актерский тренинг
  • Изучает проблематику психологического влияния; сравнивает специфику целей разных видов влияния. Знакомится с алгоритмом цивилизованного противостояния влиянию; проходит тренинг психологического самбо.
  • Знакомится с ролью коммуникативной компетенции в деловом общении. Анализирует техники аргументации и контраргументации, изучает работу с аудиторией; отрабатывает алгоритм противостояния воздействию, проходит тренинг по конструктивной критике и цивилизованной конфронтации.
  • Изучает концепции тренинга противостоянию влияния; отрабатывает полный алгоритм противостояния воздействию.
  • Знакомится с практикой деловых переговоров: изучает психологический аспект переговоров; участвует в деловой игре «Кремлевские переговоры».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации личности
    Потребность в общении. Определение самопрезентации. Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации. Основные стратегии самопрезентации. Концепция «социальной драматургии» Ирвина Гоффмана. Два подхода в обучении актерскому мастерству (К.С. Станиславский, М.С. Щепкин). Работа А. Вэскер по методике актерского мастерства: постановка дыхания и голоса.
  • Тема 2. Классификации самопрезентации: виды, типы, стратегии и тактики
    Основания классификации самопрезентации личности. Критерий "предлагаемый способ организации поведения коммуникатора" - две группы подходов: 1. коммуникатор выбирает в социальном контексте образ самопрезентации и, используя свой жизненный опыт, старается его воплотить (признанные американские практики: И. Джонсон и Т. Питтман, М. Снайдер, Тайс, Джонес и Бергалес, Шеппард и Аркин, Р. Чалдини, а также Ю.М. Жуков); 2. Человек определяет для себя характерные черты (признаки) успешной самопрезентации и создает свою (Г. В. Бороздина). Техники и стратегии самопрезентации И. Джонсона и Т.Питтмана.
  • Тема 3. Модели самопрезентации в социальной психологии
    Работы М. Снайдер: влияние личностных факторов на детерминацию самопрезентации. Исследования Г.В. Бороздиной Работы Е.В. Михайловой по обучению публичной самопрезентации
  • Тема 4. Самопрезентация в различных сферах деятельности: гендерные и профессиональные особенности самопрезентации
    Гендерные различия в самопрезентации. Особое внимание в различении мужского и женского: понятия «пол» и «гендер», - системы условных обозначений, формирующие определенный прядок отношений между людьми. Гендерные различия в социальном поведении. Шкала измерения тактик самопрезентации С. Ли и Б. Куигли. Защитные и ассертивные тактики самопрезентации. Исследования опосредованной самопрезентации В.В. Хороших. Профессиональные особенности самопрезентации: различия в профессиональных группах. Виды и типы профессий. Особенности самопрезентации в менеджменте. Гендерные особенности вербальной самопрезентации менеджеров.
  • Тема 5. Имидж и самопрезентация личности
    Определение имиджа, теоретические рамки нового понятия. Имиджелогия - изучение природы персонального имиджа и его содержательных компонентов. Два подхода: а) субъектный (Г.В. Бороздина , Н.В. Куницына и пр.); б) социально-перцептивный имидж (А.Ю. Панасюк , Г.Г. Почепцов, Т.З. Адамьянц и пр.). Основания классификации персонального (индивидуального) имиджа. Виды имиджа: профессиональный и личностный. Формирование имиджа: два вида имиджформирующей информации (прямая и косвенная). Имидж и проблема самораскрытия личности. Пошаговый алгоритм построения имиджа. Имидж оратора. Технология формирования позитивного имиджа (техники возвышения имиджа, создания узнаваемого образа, формирование позитивного отношения).
  • Тема 6. Самопрезентация в публичных выступлениях
    Роль эмоций в процессе познания. Эмоции как важный фактор регуляции когнитивных процессов. Театральное искусство как средство возбуждения эмоционального отношения к миру. Арсенал средств общения оратора: паралингвистические, экстралингвистические, кинесические и проксемические. Роль средств в общении. Актерский тренинг для оратора (психофизиологическая подготовка). Соотношение речи и эмоций оратора. Формирование правильной осанки. Исследование самопрезентации в публичных выступлениях. Ю.М.Жуков: изучение успешности использования образа самопрезентации и личного опыта испытуемых. Е.А. Соколова-Бауш: экспериментальное подтверждение возможности управления впечатлением с помощью выразительных движений. Е.В. Михайлова: изучение техник самопрезентации как фактора формирования впечатления о коммуникаторе в публичном выступлении.
  • Тема 7. Убеждающая коммуникация: этапы и механизмы психологического воздействия
    Определение уверенности в себе. Характеристики уверенной личности по А. Сальтеру. Структура уверенности в себе. Права личности по С. Келли и К.Д. Заслофф. Осознание барьеров и ограничений: основные задачи работы над собой. Психологическое влияние: определение и средства (вербальные, паралингвистические и невербальные сигналы). Рычаги влияния по Р. Чалдини. Цели влияния: для удовлетворения потребностей, для собственного существования, удовлетворение потребности влияния. Виды влияния: варварское (психологическое нападение и принуждение) и цивилизованное. Цивилизованное противостояние влиянию: мониторинг эмоций и психологическое самбо. Техники психологического самбо.
  • Тема 8. Деловое общение: коммуникативная компетентность, виды и формы психологического воздействия
    Определение делового общения. Роль коммуникативной компетенции в деловом общении. Манипуляция: определение, критерии и виды. Психологическая игра и манипуляция. Виды иррациональных суждений по А.Эллис. Гедонистическая манипуляция: цели и алгоритм воздействия (виды «щипков»). Прагматическая манипуляция: цели и алгоритм воздействия (настройки, «щипки» и этюды). Цивилизованное психологическое влияние: цели и виды (аргументация, контраргументация) Техники аргументации и контраргументации. Цивилизованное противостояние влиянию: информационный диалог и конструктивная критика (техники), цивилизованная конфронтация.
  • Тема 9. Способы защиты от манипулятивных приемов воздействия
    Концепция тренинга противостоянию влияния. Отработка алгоритма противостояния воздействию. Теория и практикум по цивилизованному противостоянию влияния: мониторинг эмоций, психологическое самбо, информационный диалог, конструктивная критика и цивилизованная конфронтация.
  • Тема 10. Коммуникативные техники ведения переговоров. Противостояние уловкам
    Определение и структура переговоров. Практика деловых переговоров: определение целей и мотивов оппонента, матрица прогнозирования. Психологический аспект переговоров: модель постепенного сближения. Компетенции и стратегии успешного переговорщика. Пять постулатов «Кремлевской школы переговоров» (КШП). Методологический аспект КШП: маятник эмоций. Практикум КШП – деловая игра «Кремлевские переговоры». Этапы переговорного процесса КШП и прогнозирование успеха. Позиции оппонента в переговорах (модели поведения). Способы противостояния оппоненту КШП.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа в форме письменного теста из 30 вопросов в lms
  • неблокирующий выступление с проектом (в форме устного доклада с презентацией) в zoom
  • неблокирующий письменный тест в lms из 48 вопросов
    Экзамен проводится в форме теста на платформе LMS HSE (https://lms.hse.ru/). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Продолжительность экзамена: 40 минут. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. В случае возникновения технических проблем в течении экзамена студент должен уведомить преподавателя. Процедура пересдачи описана в пункте «Особенности организации пересдачи».
  • неблокирующий аудиторная работа в онлайн формате на платформе zoom (индивидуальная и групповая)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * аудиторная работа в онлайн формате на платформе zoom (индивидуальная и групповая) + 0.2 * выступление с проектом (в форме устного доклада с презентацией) в zoom + 0.2 * контрольная работа в форме письменного теста из 30 вопросов в lms + 0.3 * письменный тест в lms из 48 вопросов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология самопрезентации личности: Монография / Пикулева О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006926-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/559224