• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Культура Франции Нового времени: высокое искусство и повседневная жизнь французов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению французской культуры в историко-антропологической и социальной перспективе. Курс построен по историческому принципу, тематически включает разделы, посвященные основным сферам и институтам культурной жизни. В качестве материалов для освоения студентам предлагаются, как оригинальные и переведенные на русский язык источники (тексты, визуальные материалы), так и исследования по соответствующей теме. Предполагается, что в итоге у слушателей будет сформировано комплексное представление о материальном и духовном культурном наследии Франции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о культурных процессах, обстоятельствах жизни, формах мировоззрения и мышления, системе образования и распространения знаний.
  • сформировать представление об основных субъектах культурного процесса во Франции XVI века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: - основные этапы развития французской культуры, включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство, скульптуру и архитектуру, драматические и музыкальные искусства; - основные источники и методы историко-культурной работы с ними; - основные исследовательские подходы к реконструкции и описанию французской культуры
  • уметь: - применять социальные и культурно-исторические методы, а также описательные модели к разнообразным французским источникам; - собирать, группировать и оценивать документы и источники по французской культуре Нового времени; - работать с библиотеками и базами данных, в том числе и с визуальными источниками;
  • владеть: - навыками классификации, систематизации и анализа объектов культуры; - навыками обработки и интерпретации объектов культуры; - навыками и методами реконструкции культурных практик в зависимости от актуальных практических и исследовательских задач. теоретического исследования физических явлений и процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Музыкальный театр во Франции эпохи барокко
    Особенности музыкального театра во Франции XVII-XVIII вв. Жанры музыкального театра эпохи барокко. Представители французского барокко: Жан-Батист Люлли, Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо. Характеристика творчества представителей французского музыкального барокко и основные произведения. Развитие Ж.-Б. Люлли традиций музыкального театра во Франции. Творчество Рамо как переходный этап от барокко к классицизму в музыкальной культуре Франции.
  • Тема 2. Классицизм во Франции. Музыка Французской революции.
    Характеристика классицизма в музыке. И.Й. Плейель, Ф.Ж. Госсек, Л. Керубини: – представители музыкального классицизма во Франции, творческий путь, произведения. Музыка Французской революции. Ф. Госсек, Э. Мегюль - представители французской революции в музыкальном искусстве. Создание «гражданской музыки»: песни, хоры, марши и симфонии для духовых инструментов. Опера «Жертва для Свободы» (L’offrande à La Liberte) (1792). Г. Берлиоз – основоположник программной симфонии. Творческий путь. Фантастическая симфония». Г. Берлиоз и «Марсельеза».
  • Тема 3. Музыкальный романтизм во Франции.
    Характеристика романтизма в музыке. Представители музыкального романтизма Франции (Л. Керубинни (предшественник), Д.Ф. Обер, Дж. Мейербер, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Л. Делиб, Ж. Массне, Ц. Франк (Бельгия, поздний романтизм)). Характеристика творчества представителей романтизма музыкальной культуры Франции и основные произведения. Опера в творчестве французских музыкантов-романтиков. Литература и музыка французских романтиков: Л. Делиб: Шесть арий в старинном стиле из музыки к пьесе В. Гюго «Король забавляется»; Ж. Бизе и П. Мериме.
  • Тема 4. Творчество Фредерика Шопена.
    Биография Ф. Шопена. Творчество Ф. Шопена. Варшавский период творчества Шопена. Зрелый период (Парижский) творчества Шопена. Тема Родины – главная творческая тема Шопена. Фольклор, польские народные истоки (песни и танцы) в творчестве Шопена. Введение новых жанров. Особенности творчества Ф. Шопена. Основные произведения. Ассоциативная реконструкция музыки Ф. Шопена.
  • Тема 5. Музыкальный авангард во Франции первой половины ХХ в.
    Музыкальный импрессионизм: К. Дебюсси, М. Равель. Группа «шести» (Луи Дюрей, Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер). Программа Ж. Кокто и Э. Сати. Новаторство музыки Э. Сати. Балет «Парад». Символизм в музыке и литературе: творчества Верлена, Малларме, Метерлинка в музыке Дебюсси, Равеля. К. Дебюсси: «Пелеас и Мелисанда», «Послеполуденный отдых Фавна».
  • Великие географические открытия и французская культура.
    История освоения французами раннего Нового времени Америки, Азии и Африки. Стереотипы и представления о других народах. Жанр космографий и его значение для культурной истории, на примере «Всемирной космографии» Андре Теве. Московия и Сибирь в описаниях и представлениях французов (по материалам издания Теве).
  • Дискуссии о культурном наследии: опыт Великой Французской революции.
    Деятельность Анри Грегуара: рождение идеи «охраны национального наследия» и «исторического памятника»: Rapport sur le destructions operees par le Vandalisme et sur les moyens de le reprimer (31 aout 1794, Rapport sur l'établissement d'un Conservatoire des Arts et Métiers, séance du 8 vendémiaire de l'an III (29 septembre 1794). Аналитический кейс: объекты Всемирного наследия Юнеско на территории Франции (география, типология, история и последовательность включения в список, критерии). Анализ статистики и критериев объектов Нового времени. Форма контроля: презентация на семинаре аналитического обзора объектов.
  • Королевский двор и придворная культура Франции XVI века.
    Франциск I - формирование французского абсолютизма и «национальная» идея. Итальянское влияние, специфика французского Ренессанса. Школа Фонтенбло: изобретение «французской античности». Королевские резиденции в долине Луары: художественные вкусы и придворная повседневность. Форма контроля: презентация комментированного перевода фрагмента из источника с анализом визуального и текстового материала.
  • Французский гуманизм и реформационное движение. Церковь, королевский двор и свободомыслие во Франции в первой половине XVI века.
    Дворы Маргариты Наваррской и Ренаты Феррарской (Renée de France) как центры евангелизма. Лефевр д’ Этапль, Гийом Брисонне, Гийом Фарель: религиозное просвещение и церковная дисциплина. Жан Кальвин (L’Institution de la religion chrétienne, 1541) и его деятельность в распространении протестантского движения во Франции. Протестантизм его влияние на религиозное сознание, науку, искусство и экономику во Франции второй половины XVI век. Сase-stady: благочестие земледельца и возникновение агрономии Б. Палисси и Оливье де Серр. Варфоломеевская ночь и ее культурные последствия. Case-study: рассказ о себе как гуманистическая практика (Монтень «Опыты» (1580), Теодор Агриппа д’Обинье «Жизнь, рассказанная его детям».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * работа на семинарах + 0.5 * экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berndt-Morris, E. (2018). The History of European Jazz: The Music, Musicians and Audience in Context. Library Journal, 143(21), 99. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=133703878
  • Lamothe, P. F. A. (2008). Theater music in France, 1864-1914. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.288759083
  • Marcel, G., Maddux, J. S., & Wood, R. E. (2005). Music and Philosophy. Milwaukee, Wis: Marquette University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=142782
  • Max Graf, Jan Holcman, René Leibowitz, & Ivan Martynov. (2019). Music and Philosophy : Legend of a Musical City, Legacy of Chopin, Schoenberg and His School, and Shostakovich. [N.p.]: Philosophical Library/Open Road. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2318878
  • O’Brien, M. A. L. (2016). Music and Moral Repair in Early Modern France. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47CC99CB
  • Riccardo Martinelli. (2019). Philosophy of Music : A History. Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2292935
  • Sharpe, R. A. (2004). Philosophy of Music : An Introduction. Durham: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945786
  • Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
  • Браудо Е. М. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 444с. - ISBN: 978-5-534-08686-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-438670
  • Демченко А. И. - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 144с. - ISBN: 978-5-534-07058-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-muzyki-koncepcionnyy-metod-analiza-442092
  • Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебное пособие / Т.Н. Ливанова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, [б. г.]. — Книга 1 : От Античности к XVIII веку — 2017. — 468 с. — ISBN 978-5- 8114-2844-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»
  • Назарова, Е.А. История и культура Франции (de la preliistoire jusqu'a la Vе Republique) : учеб. пособие / Е.А. Назарова, Т.И. Скоробогатова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 103 с. - ISBN 978-5-9275-2880-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1039749
  • Риман Г. ; Пер. Кашкин Н. Д. - ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ. КАТЕХИЗИС ИСТОРИИ МУЗЫКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-10379-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzykalnyh-form-katehizis-istorii-muzyki-429871
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
  • Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия: Монография / Шапинская Е.Н. - М.:Согласие, 2017. - 524 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-906709-51-6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowie, A. (2007). Music, Philosophy, and Modernity. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=213347
  • Gordon-Seifert, C. E. (1994). The language of music in France : rhetoric as a basis for expression in Michel Lambert’s Les airs de Monsieur Lambert (1669) and Benigne de Bacilly’s Les trois livres d’airs (1668) /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.467644034
  • Williams, B. J. (2010). Music Composition Pedagogy: A History, Philosophy and Guide. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OhioLink.oai.etd.ohiolink.edu.osu1274787048
  • Философия : учебник, , 2017