• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

История Кореи: формирование национальной идентичности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

Данный междисциплинарный курс предполагает изучение корейской истории через обращение к исторической памяти. Программа скомпонована так, чтобы, с одной стороны, охватить основные вехи корейской истории с первых веков нашей эры до актуального момента, а, с другой, - обратиться к исторической памяти и тому, как те или иные исторические события получают дополнительную интерпретацию в условиях изменяющейся повестки дня. Для успешного освоения курса не требуется заранее знать корейский язык и корейскую историю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Благодаря прохождению курса студент будет ориентироваться в основных вехах, событиях и действующих лицах корейской истории, а также сможет интерпретировать причины и способы обращения к исторической памяти как в Корее, так и за ее пределами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрируются знания периодизации корейской истории
  • Демонстрируются знания о базовых установках традиционного корейского общества
  • Демонстрируются знания о традиционных корейских религиозных представлениях
  • Демонстрируются знания истории периода Трех государств
  • Демонстрируются знания об истории периода Объединенное Силла
  • Демонстрируются знания истории государства Корё
  • Демонстрируются знания истории периода Чосон
  • Демонстрируются знания истории периода модернизации в Корее.
  • Демонстрируются знания истории периода Колониальной Кореи (1910-1945)
  • Демонстрируются знания о предпосылках формирования РК и КНДР
  • Демонстрируется знание наиболее важных вех в истории КНДР до 2020 г.
  • Студент дискутирует, с привлечением источников и примеров, о значении исторической памяти в формировании северокорейской идентичности
  • Студент дискутирует, с привлечением источников и примеров, о значении исторической памяти в формировании культа личности в КНДР
  • Демонстрируется знание истории Республики Корея с 1948 г. по 2020 г.
  • Студент дискутирует, с привлечением источников и примеров, о значении исторической памяти в Республике Корея при президентах-консерваторах и президентах-демократах
  • Студент дискутирует, с привлечением источников и примеров, о том, что сейчас представляет собой "национальная идентичность" при коммуникации между КНДР и РК.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Общая периодизация корейской истории. Терминология. Положение Кореи на Дальнем Востоке (географическое, культурное). Базовые установки традиционного корейского общества. Язык, письменность, основные источники
  • Мистицизм и религия в традиционной Корее
    Миф о Тангуне. Мифы о первопредках. Чудесное рождение и знаки судьбы. Пхунсу чири соль. Мальсе сасан. Буддизм. Конфуцианство. Даосизм
  • Период Трех государств
    Географические и исторические особенности складывания трех первых государств Корейского полуострова (Когурё, Пэкче и Силла). Культурное наследие. Историческая значимость. Причины упадка.
  • Объединенное Силла. Пархэ
    История развития и упадка Объединенного Силла. Культурное значение. Причины разобщения населения, отсутствия общей идентичности. История развития и упадка Пархэ. Историческая значимость.
  • Корё
    Государство Корё - первое мирное объединение Корейского полуострова. Причины, особенности легитимности власти, формирование общей идентичности. Монгольские нашествия. Концепция соджунхва - "Малый Китай".
  • Чосон
    Государство Чосон: история, особенности легитимности (территория, миф, история). "Социальный лифт": возможности, борьба за власть. Имджинская война. Маньжурское нашествие. Концепция соджунхва - "Малый Китай". Народные восстания (мальсе сасан). Тонхак.
  • Период модернизации
    Модернизация в Корее в конце XIX в. Ход процесса, причины успеха и неудач. Развитие образования. Деятельность миссионеров. Поиск новой идентичности.
  • Колониальный период
    Колониальный период: предпосылки, история, цели Японии. Изменения в системе образования. Изменения в системе ценностей.
  • Формирование двух государств на Корейском полуострове (1948)
    Расстановка политических сил к 1948 г. Корейский полуостров на пересечении интересов мировых держав. Ли Сынман и Ким Ир Сен: реформы, цели.
  • Ким Ир Сен и его наследники: с 1950-х гг. до настоящего времени
    Корейская война 1950-1953 гг. Чучхе. Деятельность Ким Ир Сена. Деятельность Ким Чен Ира. Приход к власти Ким Чен Ына. Особенности легитимности, культ личности. Историческая память: Тангун, Когурё, Пархэ.
  • Президенты Республики Корея с 1948 г. по настоящее время
    Деятельность южнокорейских президентов в области исторической памяти. Регионализм. Переосмысление Имджинской войны. Восстание в Кванджу 1980 г. Демократизация. Международная деятельность по продвижению корейской культуры.
  • КНДР и РК: перспективы диалога
    Политика "солнечного тепла": цели, задачи, итоги. Встречи между лидерами КНДР и РК. Межкультурная коммуникация через поиск общих "культурных кодов" и исторической памяти. Перспективы развития межкультурного диалога.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в дистанционной форме.
  • неблокирующий Доклад / подготовка презентации
    Оценка выставляется преподавателем только после получения ppt / pdf с докладом студента. Отсутствие файла приравнивается к отсутствию доклада, даже если презентация была представлена в аудитории. Хронометраж выступления студента - не более 10 минут. Выступление с докладом происходит в дистанционной форме на платформе ZOOM.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Семинары проводятся дистанционно, на платформе ZOOM.
  • неблокирующий Защищенный проект, подготовленный в течение обучения
    Преподаватель предлагает студентам темы, но студент имеет право выбрать свою тему, согласовав ее с преподавателем в течение первых двух недель с начала курса. Защита проекта происходит на платформе ZOOM, содержание проекта должно быть до начала защиты направлено на рабочую почту преподавателя. Если проект не отправлен, то он оценивается на 2 балла, так как одна презентация без содержания не может выступать подтверждением исследовательской работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Доклад / подготовка презентации + 0.4 * Защищенный проект, подготовленный в течение обучения + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bradshaw, E. (2020). North Korea : A Closer Look at the Secret State. New York: Greenhaven Publishing LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2174022
  • Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
  • Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604
  • Соколова М. В.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-113-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10089-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anderson, B. R. O. (2006). Imagined Communities : Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694834
  • Anderson, C. D., & McGregor, R. M. (2016). Explaining stability and change of territorial identities. Nations & Nationalism, 22(1), 84–102. https://doi.org/10.1111/nana.12152
  • Baker, D. (2008). Korean Spirituality. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=236717
  • Campbell, E. (2015). The end of ethnic nationalism? Changing conceptions of national identity and belonging among young South Koreans. Nations & Nationalism, 21(3), 483–502. https://doi.org/10.1111/nana.12120
  • Cumings, B. (2010). The Korean War : A History (Vol. Modern Library ed). New York: Modern Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=742434
  • GRAYSON, J. H. (2007). Korea’s Place in the Sun: A Modern History. By Bruce Cumings. History, 92(307), 375. https://doi.org/10.1111/j.1468-229X.2007.401_9.x
  • Harrison, M. (2016). North Korea : Political, Economic and Social Issues. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1430779
  • JACKSON, A. D. (2015). Everyday life in Joseon-era Korea: Economy and Society. Acta Koreana, 18(1), 317–320. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=108504319
  • Kim, J. (2012). A History of Korea : From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=489749
  • Lankov, A. (2017). Why Nothing Can Really Be Done about North Korea’s Nuclear Program. Asia Policy, (23), 104–110. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=121040904
  • Lee, C., & Suh, M. (2017). State Building and Religion: Explaining the Diverged Path of Religious Change in Taiwan and South Korea, 1950-1980. American Journal of Sociology, 123(2), 465–509. https://doi.org/10.1086/692728
  • Stock, T. (2018). From Soviet Origins to Chuch’e: Marxism-Leninism in the History of North Korean Ideology, 1945-1989. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8AAA512D
  • Weber, M. (2011). Methodology of Social Sciences. New Brunswick, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=580683
  • Weber, M., & Parsons, T. (2013). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Mineola, N.Y.: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1152478
  • Winstanley-Chesters, R. (2014). Environment, Politics, and Ideology in North Korea : Landscape As Political Project. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=908821
  • Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии: Учебное пособие / Малыгина И.В., - 2-е изд. - М.:Согласие, 2018. - 240 с.: ISBN 978-5-906709-93-2
  • Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности: Учебник для вузов. 2-е издание, исправленное и дополненное / В.А Тишков., Ю.П. Шабаев. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 413 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-211-06559-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022534 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022534
  • Ф. Фукуяма - Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961428445 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19514