2020/2021
Психология влияния
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Антонова Наталья Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является факультативной, предназначена для студентов различных специальностей и внешних слушателей, желающих овладеть навыками социального влияния. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать содержание основных принципов и закономерностей социального влияния Уметь анализировать конкретную ситуацию с точки зрения использования механизмов и методов социального влияния; подбирать соответствующие социально-психологические методы для осуществления воздействия. Иметь навыки (приобрести опыт) использования технологии анализа механизмов и методов социального влияния. Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная психология Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание социально-психологических механизмов общения; Умение анализировать коммуникативный процесс с точки зрения социально-психологических механизмов и закономерностей
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психология социального влияния» являются: 1. Ознакомление студентов с закономерностями, механизмами и методами социального влияния; 2. Освоение методов воздействия на другого человека; 3. Формирование навыков управления ситуациями социального влияния.
Планируемые результаты обучения
- Знает различия влияния и воздействия, виды воздействия, умеет анализировать функции влияния в конкретной ситуации.
- Знает механизмы социально-психологического воздействия на личность, умеет определять их в конкретной ситуации социального взаимодействия.
- Знает и умеет применять методы социального влияния в ситуации межличностного взаимодействия.
- Знает признаки и виды манипуляции, способы защиты от манипуляции, умеет их применять в ситуации социального взаимодействия.
- Знает механизмы и методы социального убеждения, умеет их применять.
- Знает механизмы и методы внушения, способы защиты от них, умеет определять и применять в ситуации социального взаимодействия.
- Знает виды и механизмы влияния группы на личность умеет анализировать конкретные ситуации группового влияния, использовать их.
- Знает виды и механизмы воздействия в массовых коммуникациях, способы противостояния им. Умеет их применять.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие и функции социального влияния. Влияние и воздействие. Виды воздействия.Понятие социального влияния в психологии (соотношение понятий «влияние», «личное влияние» и «социальное влияние»). Общение, взаимодействие и влияние. Понятия воздействия и влияния, их соотношение. Общие характеристики психологического воздействия.
- Тема 2. Социально-психологические механизмы воздействия на личность.Социально-психологические механизмы восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, заражение, внушение. социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция, их использование в процессе воздействия. Побуждения социального поведения.
- Тема 3. Виды и методы социального влиянияВиды влияния - цивилизованное, варварское, спорное (Сидоренко Е.В.). Классификация методов воздействия (Кабаченко Т.С.).
- Тема 4. Манипуляция и влияние: сходство и различие. Виды и методы манипулятивного воздействия .Манипуляция как метод психологического воздействия. Виды манипулятивного воздействия. Критерии и признаки манипуляции. Причины и предпосылки манипуляции. Манипулятивные технологии.
- Тема 5. Убеждение как метод конструктивного влияния.Понятие убеждения и аргументации. Отличие аргументации от других методов влияния. Правила и условия эффективного убеждения. Понятие коммуникативной комплектности. Умение слушать и задавать вопросы.
- Тема 6. Внушение как метод влияния. Суггестивные методы влияния и их ограничения. Влияние в СМИ и рекламе.Суггестивные методы влияния в межличностном общении: технологии внушения и убеждения. Суггестивные методы воздействия в рекламе и маркетинговых технологиях. Анализ кейсов.
- Тема 7. Влияние группы на личность.Группомыслие (И. Джанис) и групповая дискуссия. Джанис и Пратканис о группомыслии. Эффекты поляризации мнений и «сдвига к риску» в процессе групповой дискуссии. Теории социального давления. Влияние меньшинства на большинство, основные закономерности.
- Тема 8. Влияние массовых коммуникаций: механизмы и технологии. Противостояние влиянию.Влияние и убеждение в торговле, рекламе и политике. Информационные влияния и средства массовой коммуникации. Экспериментальные данные о влиянии СМК на поведение и сознание человека. Медиакомпетентность и медиапедагогика в информационную эпоху: зарубежный и отечественный опыт. Понятие цивилизованного противостояния влиянию.
Элементы контроля
- Активность на занятии: участие в деловых играх, выполнение упражнений, заданий на занятии.Оценка за активность на занятии складывается из элементов контроля: 0,1 (О1) + 0,1 (О2) + 0,1 (О3) + 0,1 (О4) + 0,1(О5) Где Оn - упражнения и техники влияния, которые отрабатываются на соответствующих занятиях.
- Домашнее задание: анализ ситуации влияния.
- Тест из 40 тестовых пунктов в ЛМС.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Активность на занятии: участие в деловых играх, выполнение упражнений, заданий на занятии. + 0.3 * Домашнее задание: анализ ситуации влияния. + 0.2 * Тест из 40 тестовых пунктов в ЛМС.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321
Рекомендуемая дополнительная литература
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383