• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Регионализация и интеграция

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Регионализация и интеграция» знакомит студентов с понятием региональных интеграционных объединений, их значением в мировой экономике, с возникновением и эволюцией теорий регионализации и интеграции, с методами регулирования региональных соглашений, а также с историей и предпосылками возникновения, функциями, результатами деятельности и перспективами развития наиболее значимых региональных объединений всех регионов мира. В рамках дисциплины будут подробно изучены история, этапы формирования европейской интеграции; институты, механизм функционирования, основные направления политики ЕС, его место в мире. Также программа курса знакомит с предпосылками возникновения, историей, направлениями и результатами деятельности, проблемами и перспективами развития интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН, АТЭС), на Американском континенте (НАФТА, МЕРКОСУР, КАРИКОМ), в Африке (Африканский союз, НЕПАД, КОМЕСА, ЭКОВАС, ВАС) и на постсоветском пространстве (СНГ, ЕАЭС).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у слушателей научно обоснованного понимания объективных процессов, происходящих в системе регионального экономического регулирования.
  • Изучение основных тенденций в развитии процессов регионализации, интеграции, формировании нового регионализма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Систематизирует основные проблемы современной системы регулирования.
  • Объясняет причины возрастания роли региональных объединений на всех континентах.
  • Формулирует понятия регионализации и интеграции, а также их политические, экономические, идеологические предпосылки.
  • Различает интеграцию рынков и интеграцию политики.
  • Перечисляет признаки и формы интеграции.
  • Формулирует политические теории интеграции., а также понятия федерализм и функционализм, неофункционализм и «неофедерализм».
  • Различает межправительственный подход и либеральный межправительственный подход.
  • Объясняет суть процессов формирования мега-соглашений, их цели, механизмы и проблемы.
  • Объясняет происхождение понятий «Европа» и «европейский», эволюции политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости», о европейской идее и идее национального государства.
  • Излагает суть Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договора об учреждении Евроатома – 1957 г.: от отраслевой к общеэкономической интеграции, программа экономической интеграции, институциональная структура.
  • Анализирует разногласия между Францией и ее партнерами по ЕЭС: генерал де Голль. Французское вето на вступление Великобритании. План Фуше. Люксембургский компромисс.
  • Анализирует следующие события и понятия: создание Европейского совета, начало реализации региональной политики, прямые выборы в Европарламент, создание Европейской валютной системы 1979 г., бюджетный кризис начала 1980-х годов, окончание холодной войны и перспектива расширения ЕЭС за счет стран ЦВЕ, комиссия Жака Делора, “Проект 92”
  • Излагает и анализирует основные положения и даты заключения договоров: Парижский договор 1951 г., Римские договоры 1957 г., Единый европейский акт 1987 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2004 г.
  • Систематизирует этапы расширения ЕС
  • Перечисляет критерии членства ЭВС.
  • Анализирует и систематизирует предпосылки развития интеграционных процессов в Северной Америке.
  • Классифицирует субрегиональные интеграционные объединения в Африке: Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Экономическое сообщество стран Южной Африки (ЭКОВАС). Таможенный союз стран Южной Африки. Восточноафриканское сообщество (ВАС).
  • Анализирует основные положения о Содружестве Независимых Государств (СНГ): Предпосылки создания. Цели и задачи. Интеграционные тенденции в рамках СНГ. Основные проблемы экономического сотрудничества стран-членов. Россия и СНГ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Региональные экономические объединения в системе регулирования мирохозяйственных связей
  • Теории регионализации и интеграции
  • Новый регионализм
  • История формирования Европейской идеи
  • Основные этапы европейской интеграции
  • Институты и механизм европейской интеграции
  • Основные направления политики ЕС. Кризис еврозоны и возможные пути выхода
  • Европейский союз в современном мире. Перспективы развития европейской интеграции
  • Особенности РТС в АТР
  • Особенности процесса регионализации и интеграции на американском континенте
  • Региональные и субрегиональные объединения в Африке
  • Специфика интеграции на постсоветском пространстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Ответ на экзамене
    Форма экзамена: Экзамен проводится в устной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams/Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams/Zoom; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru)/Войти в конференцию Zoom, используя настоящее имя, отчество и фамилию; Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams/Zoom или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams/Zoom. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams/Zoom не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams/Zoom более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams/Zoom во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Презентация на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Ответ на экзамене
    Форма экзамена: Экзамен проводится в устной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams/Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams/Zoom; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru)/Войти в конференцию Zoom, используя настоящее имя, отчество и фамилию; Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams/Zoom или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams/Zoom. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams/Zoom не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams/Zoom более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams/Zoom во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Презентация на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.4 * Ответ на экзамене + 0.05 * Посещаемость + 0.1 * Презентация на семинарских занятиях + 0.25 * Участие в дискуссии на семинарах + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вардомский, Л. Б. (2019). Евразийская Интеграция В Контексте Формирования Большой Евразии. Belarusian Economic Journal, (2), 52–63. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=137785415
  • Василькова, Е. (2011). Европейский Регионализм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.66EB6051
  • Камаев, Р. (2011). Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.867B14F9
  • Метлицкая З.Ю. (n.d.). 2017. 01. 003. Средневековая Европа: Восток и Запад. - М. : Высшая школа экономики, 2015. - 415 с. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2f2017-01-003-srednevekovaya-evropa-vostok-i-zapad-m-vysshaya-shkola-ekonomiki-2015-415-s
  • Муртузалиева, С. Ю. (2016). Европейская Интеграция : Особености Современого Этапа. Vestnik Adygeiskogo Gosuderstvennogo Universiteta, Seriya Ekonomika, (1), 13–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=120728906
  • НИКИФОРОВ А.А. (2015). Идеи Теории Глобализации И Взгляды Ее Представителей В Области Экономики И Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E13C6535
  • Ренар, Т. (2011). Внешняя Политика Ес: От Диалога О Стратегическом Партнерстве К Реальному Стратегическому Партнерству. Вестник Международных Организаций: Образование, Наука, Новая Экономика, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14145773
  • Сидоров, А., & Огнева, В. (2015). Регионализация Как Важнейший Тренд Современного Мирового Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.67138168
  • Шишков, В. (2014). Европейский Союз — От Идеи Наднационального Суверенитета К Новой Западноевропейской «Империи»: Проблемы И Перспективы Европейской Интеграции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.772DFDAA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Popov, M. E. (2018). Социокультурная интеграция как способ разрешения этнических конфликтов на Северном Кавказе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.674250B7
  • Бондаренко, Ю. (2012). Институт Дипломатии И Европейская Интеграция. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (150). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13929320
  • Исупова, К. (2014). Североевропейский Регионализм Как Фактор Сотрудничества С Европейским Союзом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3E19B83
  • Колдунова, Е. В. (2016). Мировое Комплексное Регионоведение Как Исследовательский Подход И Учебная Дисциплина. Vestnik MGIMO-University, 50(5), 63–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=120607661
  • Мильчакова, Н., & Попов, Р. (2013). Методический Подход К Расчету Индекса Ртс-Индикатора Рыночных Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF6DC7D9
  • НИКОНОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ. (2015). Европейская Интеграция И Движение К Единой Европе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.305E0D8D
  • Об отношениях стран, входящих в Европейский Союз. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.34B60CA4
  • Плотникова, О., & Дубровина, О. (2013). Глобализация И Регионализация, Их Влияние На Международное Сотрудничество Регионов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDABCFFB
  • Резвухина, Ю. (2015). Регионализм: К Определению Понятия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.29FE03BD
  • Шевырин, В. (1996). 96.02.006. Средневековая Европа Глазами Современников И Историков: Книга Для Чтения /Отв. Ред. Ястребицкая А.Л. - М.: Интерпракс, 1995. - (Всемирная История И Культура Глазами Современников И Историков). -Ч.1: Рождение И Становление Средневековой Европы. V-Ix Вв. 220 С.; Ч.2: Европейский Мир X-Xv Вв. 380 С.; Ч.3: Средневековый Человек И Его Мир. 396 С.; Ч.4: От Средневековья К Новому Времени. Новый Человек. 320 С.; Ч.5: Человек В Меняющемся Мире. 148 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15152205
  • Щипков, В. (2015). Некоторые Аспекты Концепции Б. Хеттне «Новый Регионализм». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18F056EB