• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Великие исторические события в зеркале текста

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина майнора «Великие исторические события в зеркале текста» (Literary Reflections of Great Historical Events) посвящена формированию исторических нарративов, как основанных на вымысле («Песня о Роланде», Стендаль «Пармская обитель» и т.д.), так и научных, способам конструирования «исторических фактов» и основным видам историографических дискурсов. В курсе наряду с литературными текстами, посвященными изображению великих исторических событий, будут рассмотрены историческая живопись и механизмы репрезентации исторических сюжетов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов пониманию исторических нарративов, основанных как на вымысле, так и научных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Знает механизмы репрезентации исторических сюжетов. Анализирует и интерпретирует основные литературные тексты, посвященные историческим событиям. Аргументированно формулирует свою позицию по отношению к изображенным в произведениях искусства историческим событиям.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Критически прочитывает тексты, сравнивает позиции авторов, использует почерпнутые в текстах аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и событие
    Что такое событие? Как строится исторический нарратив. Философские основания событийности и способы анализа события. Текстуализация события. Понятие масштаба и воздействия события. Событие и социальная мифология.
  • Как стать великим человеком?
    Люди великие и не очень. Публичная сфера и деяние. Боги и герои древности. Философ как великий человек: образ Сократа. Античные истоки христианства. Евангелия как биография Иисуса Христа. Иисус Христос и апостол Павел: от жизни к догматике.
  • Великие открытия
    География и величие. Великие мореплаватели и великие открытия. Как складывался нарратив о великих географических открытиях: мореплаватели подлинные и вымышленные. Христофор Колумб как герой Нового времени.
  • История как память/ воспоминание об историческом событии
    Основные концепции культурной памяти (Ф. Йейтс, Я. Ассман). Коллективная и историческая память (Хальбвакс). Литература как артефакт. Когнитивная поэтика и культурная память: эволюция литературных форм и мненонические техники (М. Гронас). Формы представления истории (Ницше, Момильяно). Понятие аффилированного субъекта (А. Щюц). Дневники как исторические источники и как факт литературы. Дискурсивные стратегии построения исторического субъекта (Хелльбек, Халфин). Основные стратегии жизнестроительства представителей Русского авангарда (1910-х — 1920-х годов).
  • История как эмоция: страх, ненависть, травма
    Исторические события в зеркале эмоций. Эмоция как риторический акт. «Нарративная психология» (Т. Сарбин). Понятие эмоционального стандарта (П. и К. Стирнз). Анализ эмоциональной реакции на историческое событие (А. Зорин). Понятия забвения и травмы (А. Ассман). Проблема культурного наследия. Память о Холокосте. Понятие «голой жизни» и «чрезвычайного положения» (Дж. Агамбен). Этика поведения блокадного человека (С. Яров). Блокадные нарративы (Р. Никколози, П. Барскова).
  • История как литература: Художественная природа исторического события
    История как литература. Хайден Уайт и поэтика истории. Сомнение в достоверности истории. Символическая природа исторического события. Понятие архива и его критика (М. Фуко, Ж. Деррида). Фантастика как образ настоящего в будущем (Ф. Джеймисон). Конспирологические теории и художественный дискурс. Репрезентации исторических событий в современной медиакультуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (третий модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Аудиторная работа (четвертый модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа (третий модуль) + 0.25 * Аудиторная работа (четвертый модуль) + 0.2 * Письменное задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Black, J. (2015). Clio’s Battles : Historiography in Practice. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=992100
  • Hartog, F., & Brown, S. (2015). Regimes of Historicity : Presentism and Experiences of Time. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Waugh, P. (2003). Metafiction : The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650159
  • Wortman, R. (2014). Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration : Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy. Boston: Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=752985