• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Возрастная психология образования

Направление: 01.04.01. Математика
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Возрастная психология образования» направлена на освоение студентами современных теорий о закономерностях развития и возрастной нормы развития от рождения до старости. Ключевая задача дисциплины - дать ориентировочную основу для педагогического действия на основе понимания о возрастных закономерностях развития, с учетом индивидуальных особенностей человека в логике "Зоны ближайшего развития". Дисциплина реализуется для возможности применения студентами полученных знаний о возрастной психологии в своих исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов. Курс направлен на создание целостного видения развития человека в онтогенезе: от рождения до старости. В курсе даются общие вопросы по детерминантам, закономерностям и механизмам развития, а также подробно рассматриваются особенности развития каждого возраста: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: овладение современными теориями о закономерностях развития и возрастных нормах развития для возможности применения этих знаний в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов, а также обретения целостного видения развития человека в онтогенезе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
  • Раздел 2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
  • Раздел 3.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
  • Раздел 3.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
  • Раздел 3.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
  • Раздел 3.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
  • Раздел 3.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
  • Раздел 3.6. Возрастные закономерности развития: юность
  • Раздел 3.7. Возрастные закономерности развития: молодость
  • Раздел 3.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы по каждому разделу
  • неблокирующий Итоговая работа с очным представлением
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Письменные работы по каждому разделу + 0.5 * Итоговая работа с очным представлением
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Возрастная психология : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002742
  • Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 278 с. — ISBN 978-5-507-12982-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30535 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 13 с. — ISBN 978-5-507-34550-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35291 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (в соавторстве с А. Р. Лурия) / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 221 с. — ISBN 978-5-507-13043-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30565 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гонина О.О. - Психология развития и возрастная психология. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - ISBN: 978-5-406-07492-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932646

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Токарь, О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Токарь. — 3-е изд., стер. —Москва : ФЛИНТА, 2019, — 64 с. – ISBN 978-5-9765-2014-1. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048084