• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс призван познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности на народных языках. В центре внимания - в равной мере форма и содержание средневековых текстов, история языка, история рецепции, классические работы по медиевистике и литературоведению. За время обучения студенты освоят навыки работы с текстами, применяемые в современной медиевистике, – методы филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов. По завершении курса студенты научатся анализировать памятники средневековой литературы на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям. Курс состоит из двух частей, в центре которых - английская и французская словесность соответственно. Пререквизитом для освоения данной дисциплины является знание английского языка на уровне, позволяющем читать научную литературу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции.
  • Обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов.
  • Сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных историко-литературных процессов и жанровой иерархии указанного периода, а также авторов и важнейших сочинений, определивших основные пути развития европейской словесности, отношение к ним современников и в современной науке.
  • Умение анализировать и комментировать памятники средневековой словесности на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям; применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующей эпохи.
  • Владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником, навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1
    Лекция 1. Развитие литературы и категории поэтики. Семинар 1. Типы авторства. Авторство и авторитет. Лекции 2-3. Средневековый эпос. Древнеанглийская аллитерационная поэзия. Семинар 2. “Беовульф”. Семинар 3. “Беовульф” в современных интерпретациях. Семинар 4. Древнеанглийская лирика. Лекции 4-5. Среднеанглийская словесность XII-XIII веков. Стихотворные хроники и проповеди. Семинар 5. Развитие среднеанглийской лирики. Лекции 6-7. Развитие английской словесности в XIV-XV веках: на пороге Возрождения. Семинар 6. “Кентерберийские рассказы” Джеффри Чосера. Семинар 7. Среднеанглийский рыцарский роман: “Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь”. Семинар 8. Томас Мэлори: “Смерть Артура”. Семинар 9. “Смерть Артура” в современных интерпретациях. Семинар 10. Медиевизм в английской литературе Нового времени.
  • Раздел 2
    Лекции 1-2. Медиевистика и ее проблемы. Семинары 1-2. Филология мировой литературы. Ауэрбах и Курциус. Категории средневековой культуры. Лекция 3. От эпоса к роману. Семинар 3. “Песнь о Роланде”. Лекции 4-5. Бретонский роман. Циклы. Правда и вымысел в прологе к роману о Трое. Семинары 4-5. “Клижес” Кретьена де Труа как спор с “Тристаном”. “Ивейн или Рыцарь со Львом”. Лекция 6. Рождение европейской лирики: трубадуры. Семинар 6. “Farai un vers de dreit nien”. Семинар 7. Лирика трубадуров в русских переводах. Семинар 8. Эротика у трубадуров (статья П. Шамаро). Семинар 9. “Lanquan li jorn son lonc en mai”: перевод и интерпретация. Лекция 7. “Бахтин средневековый”: Пролог к роману Рабле. Семинар 10. Трубадуры в аду: “Божественная комедия” Данте.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий блиц-опрос (раздел 1)
  • неблокирующий письменная работа (раздел 2)
  • неблокирующий блиц-опрос (раздел 2)
  • неблокирующий письменная работа (раздел 1)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * блиц-опрос (раздел 1) + 0.5 * письменная работа (раздел 1)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * блиц-опрос (раздел 1) + 0.25 * блиц-опрос (раздел 2) + 0.25 * письменная работа (раздел 1) + 0.25 * письменная работа (раздел 2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cerquiglini-Toulet, J. (2011). A New History of Medieval French Literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=600970
  • Christopher Cannon. (2004). The Grounds of English Literature. OUP Oxford.
  • Lambdin, L. C., & Lambdin, R. T. (2002). A Companion to Old and Middle English Literature. Greenwood Publishing Group.