• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в классическую филологию и византинистику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса является базовые сведения о науке о классической древности, ее предмете, источниках, методах и составляющих областей знания. Цель курса — дать студентам начальное представление как о классической древности, так и о том, какие способами доступна информация о ней, о том, какими способами она исследуется, как эти способы исторически формировались и в какое множествуо связанных друг с другом дисциплин вылились. Отдельной составляющей курса является демонстрация различных современных подходов к античному материалу, в том числе и основанных на передовых информационных технологиях. Курс тесно взаимосвязан с последующими курсами по античной истории и литературе, с изучением классических языков, и является основой практически для всех дальнейших профессиональных курсов классико-филологического цикла. Особое внимание уделяется таким областям античной культуры, которые не охвачены дальнейшими курсами (например, история античной науки и ее основные памятники).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о предмете классической филологии и основных этапах ее развития с момента ее возникновения в самой античности;
  • определить место классической филологии в ряду смежных гуманитарных дисциплин;
  • показать ее лингвистические, источниковедческие, теоретико- и историко-литературные составляющие;
  • описать множество различных подлежащих исследованию филолога-классика памятников и наметить основные принципы и возможности их анализа;
  • познакомить студентов с основными словарями. справочными источниками и базами данных по специальности, показать первичные навыки профессионального поиска.
  • усвоение студентами знаний о специфике византийской культуры (в соотнесении с античной, средневековой западноевропейской и древнерусской) и изучающей ее дисциплины — византиноведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать круг проблем, стоящих перед византиноведением на актуальном этапе развития научной дисциплины.
  • в общих чертах ориентироваться в предметной области и методологии классической филологии
  • владеть методами анализа памятников средневековой словесности.
  • владеть навыками работы с профессиональными византиноведческими ресурсами и базами данных;
  • владеть навыками чтения научной византиноведческой литературы на русском и английском языках;
  • Иметь представление о различных археологических источниках периода и о том, какого рода информацию о периоде они предоставляют исследователям.
  • Иметь представление об основным особенностях Византийской архитектуры.
  • использовать в научно-исследовательской деятельности знания, полученные в ходе освоения дисциплины;
  • называть основные вехи истории изучения античного мира Византии;
  • описывать историю и нынешнее состояние науки о Византии.
  • описывать периодизацию истории Древней Греции, Рима и Византии;
  • Ориентироваться в общих тенденциях отношений Византии с соседними народами и государствами.
  • Ориентироваться в особенностях повседневной культуры Византии: быт, социальные нормы, устройство города.
  • Понимать основные культурные коннотации термина "Византия" вне конкретного исторического периода.
  • уметь оценивать актуальность стоящих перед византиноведением научных проблем;
  • уметь перечислять основные даты, названия, имена, термины в области классической филологии;
  • уметь разносторонне представлять филологические памятники различных категорий (тексты древних авторов в рукописной и эдиционной традиции, фрагменты, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и понимать типичные филологические проблемы, с ними связанные;
  • уметь самостоятельно анализировать фрагменты памятников византийской литературы (в переводе);
  • уметь устно и письменно излагать базовые филологические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию о профессиональных проблемах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Введение в классическую филологию. Раздел 1. Предмет классической филологии
  • Раздел 2. Классическая филология и становление европейской системы образования и науки
  • Раздел 3. Основные вехи развития античной культуры
  • Раздел 4. Основные справочные источники по классической филологии.
  • Честь 2. Византинистика. Тема 1. Что такое Византия?
  • Тема 2. Политическая культура Византии.
  • Тема 3. Религиозная культура Византии.
  • Тема 4. Городская жизнь Византии.
  • Тема 5. Социальная культура Византии.
  • Тема 6. Экономическая культура Византии.
  • Тема 7. Византийская литература. 1. Историография ранневизантийского времени.
  • Тема 8. Византийская литература 2. Историография средней и поздней Византии.
  • Тема 9. Византийская литература 3. Судьбы поэзии.
  • Тема 10. Византийская литература 4. Старые и новые прозаические жанры.
  • Тема 11. Византийское искусство.
  • Тема 12. Византийское искусство.
  • Тема13. Культура повседневности в Византии.
  • Тема 14. Что мы знаем о Византии благодаря археологии?
  • Тема 15. Византия и окружающий мир.
  • Тема 16. Византия после Византии.
  • Тема 17. Развитие науки о Византии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарское занятие
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Коллоквиум + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Семинарское занятие
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002
  • Пайдейя: воспитание античного грека. Т.1: ., Йегер, В., 2001
  • Пайдейя: воспитание античного грека. Т.2: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем), Йегер, В., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002