• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Методология исследовательской работы в археологии"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Цель научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований по проблемам истории знания и социальной истории и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций. На семинаре будут созданы условия для того, чтобы магистры приобрели опыт работы с научной литературой и участия в научных дискуссиях, научились формировать и аргументировать собственную позицию, сформировали навыки научно-исследовательской работы. Для студентов первого года обучения семинар начинается с выступлений преподавателей магистерской программы, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и полученными результатами. Акцент делается на методах и подходах, используемых в исследовательской деятельности. Это поможет студентам выбрать тему курсовой работы, а в будущем и магистерской диссертации. В течение всего периода обучения в семинаре ведется работа по историографии предмета, предполагающая внимательное прочтение и анализ основных работ по предлагаемым в программе курсам. Параллельно ведется индивидуальная работа по темам студенческих курсовых, а затем и магистерских диссертаций с обсуждением на семинаре промежуточных результатов каждого исследования, его проблемного поля, сложностей в работе с источниками, концептуальных вопросов и форм презентации научных результатов. Важнейшая задача семинара – сделать научную работу преподавателей и студентов не просто базовым элементом учебного процесса, но и местом практического освоения достаточно сложных курсов данной магистерской программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить высокое качество научных исследований по проблемам истории знания и социальной истории и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций
  • Сделать научную работу преподавателей и студентов не просто базовым элементом учебного процесса, но и местом практического освоения достаточно сложных курсов данной магистерской программы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обеспечение необходимой методологической и методической подготовки магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации.
  • Ознакомление студентов с основными нормативными актами и ситуациями их применения на практике, выработка у студентов базовых знаний нормативно-правовых норм деятельности археолога.
  • Студент познакомится с таким видами работы, как подготовка историографических обзоров, анализ историографических тенденций, написание рецензий
  • Студент получит представления о том, как составляется библиография исследовательской темы, как можно работать в электронных информационных ресурсах, в каталогах библиотек, использовать возможности библиографических справочников и энциклопедий; создавать тематическую базу данных и персональный каталог
  • Формирование у студентов представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследовательская лаборатория по избранной проблеме
  • Диагностика научного состояния темы
  • Научная традиция темы
  • Исследовательские подходы к теме
  • Законодательная база РФ по археологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект курсовой работы
  • неблокирующий Реферат с обзором научной литературы по выбранной теме
  • неблокирующий Представленная для обсуждения в ходе предзащиты курсовая работа
  • неблокирующий Работа в научно-исследовательском проекте, в том числе в археологических экспедициях
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Представленная для обсуждения в ходе предзащиты курсовая работа + 0.25 * Реферат с обзором научной литературы по выбранной теме + 0.25 * Работа в научно-исследовательском проекте, в том числе в археологических экспедициях + 0.25 * Проект курсовой работы
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Проект курсовой работы + 0.25 * Представленная для обсуждения в ходе предзащиты курсовая работа + 0.25 * Реферат с обзором научной литературы по выбранной теме + 0.25 * Работа в научно-исследовательском проекте, в том числе в археологических экспедициях
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bardani, V. N., Clinton, K., Dimitrova, N., Dixon, M. D., Follet, S., Graf, F., … Winters, T. F. (2019). Studies in Greek epigraphy and history in honor of Stefen V. Tracy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9598FDB7
  • Edwards, N. (2006). The Archaeology of Early Medieval Ireland. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548474
  • Ivantchik, A. (2019). La légende “grecque” sur l’origine des Scythes (Hérodote 4.8-10). France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D15FBB9
  • Osborne, R., & Alcock, S. E. (2012). Classical Archaeology (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442089
  • Smith, J. M. H. (2005). Europe After Rome : A New Cultural History 500-1000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=179866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
  • Hornblower, S., Spawforth, A., & Eidinow, E. (2014). The Oxford Companion to Classical Civilization (Vol. Second edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818397
  • Raepsaet-Charlier Marie-Thérèse. (2009). John T. Koch, An Atlas for Celtic Studies. Archaeology and Names in Ancient Europe and Early Medieval Ireland, Britain, and Brittany, 2007. L’antiquité Classique, (1), 664. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2009.num.78.1.3753.t17.0664.0000.2
  • V.P. Yailenko. (2019). Историография и методика работы с древнегреческими граффити (Historiography and Methods of Study of Ancient Greek Graffiti. Материалы По Археологии и Истории Античного и Средневекового Крыма, (10), 479. https://doi.org/10.24411/2219-8857-2018-00021
  • Пчелов, Е. (2008). Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном контексте. Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.6422273