• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Текстуальный анализ социальных медиа

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Захарова Елизавета Кирилловна, Савинская Ольга Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс подходит для тех, кто хочет овладеть основным методами качественного анализа социальных медиа: узнать больше о возможностях формирования корпуса текстов для дальнейшего качественного анализа, узнать основные направления и принципы анализа текстов, аудио- и видеоконтента в социальных медиа, апробировать полученные знания на разработке и проведении собственного исследования. Отбор на курс осуществляется по рейтингу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методы анализа социальных медиа» являются овла-дение студентами основными теоретическими концепциями по изучению социальных медиа и инструментами эмпирического анализа. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - теоретические подходы и общую логику применения качественных методов анализа социальных медиа, - принципы разработки дизайна социологического исследования, - основные критерии качества социологического исследования. уметь: - уметь применять принципы и логику нарративного анализа, техники тематического анализа, различать количественный и качественный контент-анализ, разные направления в дискурс-анализе социальных медиа; владеть: - навыками разработки дизайна и применения качественной методологии, методов и методик текстуального анализа социальных медиа; -навыками выбора и обоснования модели выборки для решения поставленных задач или ответов на исследовательские вопросы; - навыками применять изученный методический арсенал для решения фундаментальных и практических прикладных задач как в сфере социологии, так и в смежных сферах в других дисциплинах в области общественных наук, т ч. в политологии и маркетинге; - навыками оценивать качество проведенного исследования, критически осмысливать результаты исследования, уметь творчески видоизменять дизайн исследования с целью повышения качества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание об истории формирования и основных принципах конверсационного анализа. Обретение навыков идентификации процедур конверсационного анализа.
  • Знания об основных подходах к изучению медиа в современных социальных науках
  • Знания об основных характеристиках текстуального анализа и основных принципах его реализации
  • Освоение основных методик и процедур качественного и количественного контент-анализа
  • Получение занний об основных принципах дискурс-анализа
  • Получение знаний о многометодных дизайнах исслеования и стратегиях смешивания методов
  • Получение знаний об основных принципах нарративного анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальные медиа как пространство (квази)публичных текстов: подходы к изучению.
  • Текстуальный анализ.
  • Количественный и качественный контент-анализ (КолКА и КачКА).
  • Конверсационный анализ и анализ фреймов.
  • Нарративный анализ и современный сторителлинг.
  • Дискурс-анализ СМИ и социальных сетей.
  • Анализ текстов в социальных медиа как этап многометодного исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Замысел исследования
    Написание эссе на тему: «Для изучения какого социального феномена или процесса необходимо прибегать к анализу социальных медиа?» Самостоятельно выбрать тему, предмет исследования, описать теоретические подходы и социологические понятия для обоснования выбора спектра социальных медиа как вида данных и стратегии их анализа. Эссе должно быть построено на выборе объекта изучения и обосновании этого выбора: какие возможности и ограничения предоставляют социальные медиа для изучения выбранного феномена. Общий объем текста – 7-10 тыс. знаков; 5-7 библиографических ссылок (первоисточников).
  • неблокирующий Эссе итоговое
    Итоговое эссе включает в себя проведенное мини-исследование с применением одного из изучаемых методов, задуманное в первом эссе. Объем работы 7-10 страниц шрифтом 12 (при типичных отступах). Параграфы эссе: - Актуальность и исследовательский вопрос. - Теоретическая рамка. - Предмет. - Объект. Характер источников данных: доступность, каналы информации (вертикальные и горизонтальные), субъекты(агенты) и потребители информации. База данных (есил используется). - Цели и задачи. - Гипотезы, сформулированные на основании уже изученных теоретико-методологических и эмпирических исследований, или исходные гипотетические утверждения. - Категории/понятия (связка с описанным выше теорет. обоснованием). - обоснование выбора метода анализа. - Единицы анализа (если есть). - Выборка. - Кодификатор (если есть) и логика анализа. Коды. - Процедура анализа и используемое программное обеспечение. - Анализ данных. - Выводы/Дискуссия.
  • неблокирующий Презентация исследования
    Презентация готовящегося или уже законченного исследования
  • неблокирующий Тест
    Ответы на 10 поставленных вопросов и заданий по теме лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах
    выполнение и обсуждение заданий на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Тест + 0.4 * Эссе итоговое + 0.2 * Замысел исследования + 0.1 * Презентация исследования + 0.1 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264
  • The Sage handbook of qualitative research ed. by Norman K. Denzin; Yvonna S. Lincoln. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.347149243

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387