• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Советские культурные политики и культурные революции

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дмитриев Тимофей Александрович, Жданкова Елизавета Александровна, Куренной Виталий Анатольевич, Хестанов Руслан Заурбекович, Черновская Мария Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Советская культурная политика нередко описывается как единый «культурный проект», целью которого было создание «культуры нового типа», соответствующей утопическому проекту социалистического государства. Однако данный курс предлагает другой способ интерпретации моделей управления сферой культуры в советском обществе, фокусирует внимание слушателей на разрывах и противоречиях стратегий культурной политики в СССР, открывая сферу управления культурой как пространство конфликтов и столкновений разных интересов, идеологий и авторитетов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Переосмысление способов интерпретации моделей управления сферой культуры в советском обществе.
  • Рассмотрение вопросов, как менялись представления об объектах культурной политики, возможностях и целях «политической работы» в сфере культуры, каковы были основные инструменты управления культурой.
  • Обращение к широкому кругу тем, среди которых формы советской массовой культуры, революции совершившиеся и «мнимые» в системе массового образования, стратегии работы с исторической памятью и практики музеефикации, трансформация функций домов культуры и творчества, значение самодеятельности в системе культурного воспитания советского человека и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками анализа культурных явлений в широком социальном и историческом контексте
  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики
  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики.
  • Владеть - навыками анализа культурных явлений в широком социальном и историческом контексте
  • Владеть - навыками анализа культурных явлений в широком социальном и историческом контексте
  • Владеть навыками ведения исследовательской деятельности, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
  • Владеть навыками критической оценки и переосмысления накопленного опыта (собственного и чужого), осмысления профессиональной и социальной деятельности
  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики
  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики.
  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики.
  • Уметь в письменной и устной речи логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, аргументировать свою точку зрения
  • Уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Уметь решать коммуникативные задачи с использованием современных технологий презентации результатов исследовательской и другой профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические и антропологические основания советского проекта.
  • Тема 2. Советская культурная революция: постановка проблемы, временные рамки, основные подходы.
  • Тема 3. Советская культурная революция: эпоха «великого перелома» (1929—1932). 3.1 «Классовая война» на «культурном фронте».
  • Тема 3. 3.2. «Выдвиженцы» и создание новой советской интеллигенции.
  • Тема 4. Советская национально-культурная политика (1922—1941).
  • Тема 5. Советская культурная революция как процесс цивилизации.
  • Тема 6. Особенности управления культурой в СССР.
  • Тема 7. Советский культурный проект.
  • Тема 8. Институты культурной дипломатии.
  • Тема 9. Пропаганда в СССР: институты и практики.
  • Тема 10. Современная российская культурная политика.
  • Тема 11. Культурные практики современной России.
  • Тема 12. Распределенный образ жизни.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Проверочные работы
  • блокирующий Экзамен
    Если ваша накопленная оценка 7,5 и выше, экзамен сдавать необязательно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.14 * Проверочные работы + 0.21 * Проект + 0.35 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хестанов, Р. (2012). Генезис культурной политики и возникновение массовой культуры в СССР (1917-1953). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47D709E0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виталий Куренной. (2015). Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения полевой работе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5D19E11
  • Куренной, В. (2015). Социологическая Экспедиция Как Исследовательская Практика И Форма Обучения Полевой Работе. Laboratorium: Russian Review of Social Research, 24(2), 157–161. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=117559322
  • Чикишева, О. (2013). «Оттепель» Как Историко-Культурный Феномен И Предмет Современного Научного Осмысления: Региональный Аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6F7304DB