• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Искусство стран мусульманского мира

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс включает в себя не только рассмотрение основных видов традиционного искусства (архитектуры, прикладного искусства, миниатюрной живописи, каллиграфии), но и кинематограф. Курс структурирован по культурно-географическим блокам: арабский Ближний Восток, страны Магриба и мусульманская Испания, Иран и Средняя Азия, Турция, Индия. Он предусматривает также вводные лекции, посвященные истории возникновения и распространения ислама и эстетическим основам его художественного языка. Особое внимание в курсе уделяется взаимодействию мусульманского искусства с другими культурами, демонстрирующими его открытость к влияниям извне. Это прежде всего, наследие сасанидского Ирана и Византии, которые доминировали на Ближнем и Среднем Востоке на канун арабского завоевания. Эти традиции оказали основополагающее воздействие на формирование искусства новой империи, Халифата, и ее религиозной общины. В эпоху монгольского завоевания (XIII в.) мусульманское искусство обогатилось достижениями китайской культуры, как в области технологий и материалов, так и с точки зрения стиля и сюжетов декора. И наконец, в новое время (начиная с XVIII в.) после усиления контактов с Европой, стало заметным влияние западного искусства, которое нередко служило источником вдохновения и моделью для подражания восточных мастеров. Несмотря на это, искусство стран мусульманского мира не утратило своей самобытности. В части курса, посвященного киноискусству стран мусульманского мира, национальный кинематограф разных регионов помещен в контекст политической и социальной обстановки, народной культуры, классического и современного киноискусства и западной кинематографической и, шире, культурной традиции. Творчество режиссеров стран исламского региона глубоко укоренено в действительности родной культурной среды и вместе с тем опирается на наследие западной цивилизации. Кроме того, сегодня африканские, ближневосточные и центральноазиатские мотивы все заметнее в британских, немецких и французских фильмах, снятых режиссерами-иммигрантами и их потомками. История и теория кино стран мусульманского мира будет рассмотрена в междисциплинарном диалоге между методологическими подходами искусствоведения и киноведения, культурной антропологии и философии.