• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Философия XV — XVII веков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Возрождения и начало Нового времени были временем, когда европейская мысль сформировала ту культурную парадигму, которая позволила европейской цивилизации занять к концу XIX — началу XX века доминирующие позиции в мире. И по сей день на успехи в развитии могут рассчитывать лишь те страны и народы, которые прошли через процесс «вестернизации», то есть принятия части ценностей европейской культуры. Возрождение принесло с собой в христианскую Европу идею ценности человеческой личности, но одновременно и гелиоцентрическую модель Коперника, «отбросившую» Землю (а вместе с ней и человека) из центра на периферию мира. В этот период была сформирована новая модель научного знания (Г. Галилей, Ф. Бэкон), обусловившая успешное развитие науки на протяжении последующих веков. Стремясь понять устройство мироздания и место в нем человека, а также и пути получения человеком знания об этом мире, философия Нового времени создает основные онтологические и гносеологические модели, остающиеся таковыми и по сей день. Все эти теории - а также многие другие - станут предметом рассмотрения этого курса курса. Данная дисциплина является вторым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается для студентов 2 курса бакалавриата в 3-4 модуле. Освоение данной дисциплины базируется на предыдущей дисциплине майнора «История философии древнего мира и средних веков». Для освоения учебной дисциплины студенты должны знать основные культурные, социальные, политические события европейской истории XV-XVIII веков; знать основные теории и концепции античной философии; уметь читать, понимать и интерпретировать философские тексты. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении других дисциплин майнора «История философии»: История немецкой классической философии; История философии XX века.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с главными идеями и фигурами европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени
  • Ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития ново-европейской философии
  • Выявление влияния философских теорий на развитие политической, научной и религиозной мысли эпохи Нового времени, а также на последующее развитие европейской мысли
  • Выявление значения философских построений и концепций эпохи Возрождения и Нового времени для современной культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные положения философии Декарта
  • Воспроизводит основные положения философии Лейбница
  • Корректно использует философскую терминологию, относящуюся к изучаемому периоду
  • Различает разные смыслы понятия "гуманизм"
  • Формулирует основные характеристики философии эпохи Возрождения
  • Воспроизводит основные положения естественной философии Ньютона
  • Воспроизводит основные положения философии Беркли
  • Воспроизводит основные положения философии Вольтера, Гольбаха, Руссо
  • Воспроизводит основные положения философии познания Локка
  • Воспроизводит основные положения философии Юма
  • Различает положения теории социального контракта Гоббса, Локка и Руссо
  • Различает разные хронологические периоды истории философии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологическое введение
  • Культурно-философские особенности эпохи Возрождения
  • Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения
  • Политическая и социальная философия эпохи Возрождения
  • Философское значение Реформации и Контрреформы
  • Скептицизм XV века
  • Развитие экспериментального и математического естествознания
  • Философия Рене Декарта
  • Рационализм XVII века: Спиноза
  • Рационализм XVII века: Лейбниц
  • Физика и метафизика Исаака Ньютона
  • Теория познания в учении Джона Локка
  • Имматериализм Джорджа Беркли
  • Учение о познании Дэвида Юма
  • Теория социального контракта
  • Философия французского Просвещения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах проходит в виде дискуссии, во время которой студент должен продемонстрировать знание первоисточников и навыки аналитической работы с текстом
  • неблокирующий Письменные домашние задания
    Письменная работа должна иметь характер самостоятельного размышления на предложенную преподавателем тему и включать в себя формулировку проблемы, изложение аргументов изучаемого автора и критические замечания с изложением собственных аргументов. Все цитаты и ссылки на оригинальный текст должны быть оформлены согласно академическим стандартам. Использование второисточников не является обязательным требованием, но допускается с учетом академических норм цитирования. Темы эссе могут быть изменены (предложены свои), но подлежат обязательному предварительному согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный ответ на два вопроса по материалам курса с правом преподавателя задавать дополнительные вопросы по всему курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Работа на семинарах + 0.1 * Письменные домашние задания + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11663-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445858 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11667-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445861 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Брагина, Л. М.  Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : учебник для вузов / Л. М. Брагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05620-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441637 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Буркхардт, Я.  Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт ; переводчик С. Бриллиант. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442573 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, Г. В.  Философия Средних веков и эпохи Возрождения : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 152 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02415-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433748 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Философы Нового времени: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова, С. С. Сергеев, М. Б. Софиенко, С. И. Черных. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. – 390 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515969
  • Философы эпохи Возрождения: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Юрид. фак.; сост.: А.В. Колесникова, В.В. Куликов, М.А. Назарова и др. - Новосибирск: НГАУ, 2013. - 328 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515983