• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

От европейского романтизма к русскому реализму и новому религиозному сознанию

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Термин фронтир означает границу между изведанным и неизведанным внутри разных традиций и культурных феноменов. В нашем случае такими точками сбора стали тексты литературы и философии. Тексты – это уникальная пограничная область, где язык литературы/искусства становится одновременно языком интеллектуальной и духовной мысли. Именно эти пересечения мы будем исследовать в нашем курсе. Майнор разбит на две части. В первой части (1-й год) мы будем говорить об истории философии и литературы, внутри которых происходило рождение и развитие нового неклассического философствования, вне которого невозможно понять 20-й век. Во второй части майнора (2-й год) мы обратимся к философским стратегиям изучения художественных текстов, которые оформились или получили особую культурную значимость в 20-м веке: к герменевтике, феноменологии, экзистенциальной философии и семиотике. В первом модуле в качестве введения в проблематику майнора мы рассмотрим немецкий и британский романтизм рубежа 18-19 вв. Именно романтизм, как одновременно литературное и философское явление, во многом определил современное понимание отношения между литературой и философией, а также то, что мы вообще понимаем под «литературой» и «поэзией». Мы рассмотрим конфликт между поэзией и философией, восходящий ещё к древнегреческому философу Платону, и их радикальное единство у романтиков—выраженное в высказывании английского поэта-романтика С.Т. Кольриджа: «Не было еще великого поэта, который не был бы при этом глубоким философом». На основании литературных и теоретических текстов таких авторов, как Новалис и Фридрих Шлегель, Фридрих Гёльдерлин и Уильям Вордсворт, мы обсудим сам термин «романтизм», философские основания романтического поиска «абсолюта», романтическую субъективность и романтическое понимание современности и новизны, а также одно из самых влиятельных романтических понятий, возникших на пересечении философии и литературы, – понятие иронии. Мы зададимся вопросом: «мыслит» ли поэзия каким-то иным образом, чем философия? Наконец, мы обсудим причины упадка романтизма и восхода реализма в 19 в., равно как и причины огромного влияния романтизма на всю последующую европейскую и русскую литературу и мысль. Во втором модуле блоке будет рассмотрен широкий пласт проблем становления русской интеллектуальной мысли, на стыке литературы, политического о и философского дискурсов. Конкретно, будут исследованы процессы становления гуманитария: от диалогов с властью к общественным дискуссиям (случай П. Чаадаева); славянофилы или западники – есть ли третий путь у русского интеллектуализма; история и судьба русской интеллигенции в 19- 20веке. 21 век: спор продолжается, или почему мы мыслим бинарно. Достоевский: великий писатель или национальный пророк (о природе русского национализма-почвенничества-консерватизма и сущности национальной идеи); что же такое – русская идея; разгадал ли Достоевский тайну человека? Почему Достоевского любит Запад и любит современная российская власть? Достоевский и ницшеанство: Достоевский и фрейдизм; Достоевский и Витгенштейн; Достоевский в мировом кинематографе; Достоевский глазами современной литературы. Почему так не популярен был Достоевский в советской стране и так популярен в современной России. Толстой – космополит или автономное явление мировой и русской мысли; один против всех; философия жизни и смерти в литературном наследии Толстого; Толстой в оптике Серебряного века: от любви до ненависти и обратно. Как праздновала юбилеи Толстого советская власть. Экранизации «Анны Карениной» в кинематографе – в чем секрет популярности. Достоевский versus Толстой, или все-таки толстоевский? – мифы и правда о русских гениях: современные писателя о русских классиках: Пелевин, Басинский, Акунин и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование навыков критического мышления студентов на базе сопоставительных стратегий анализа одних и тех же концептов, идей, проблемных зон в литературе, искусстве, философии. Необходимо научить студентов мыслить и образно, и понятийно, научить обобщениям и вычленению всеобщей проблемы внутри художественного (эстетического) мира искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками критического мышления, разрушающего стереотипы понимания художественного (эстетического) текста в рамках литературного анализа, открывать его взаимосвязь с философскими концептами и философским мировоззрением эпохи.
  • использовать историю идей для литературно-философского анализа базовых текстов эпохи
  • способность критически переосмыслять исторические, политические и литературные факты, умение отличать мифологическое восприятие автора от критического. Самостоятельное прочтение и интерпретация базовых текстов
  • формирование навыков диалогическое мышления, их отличия от монологического и полилогического, умение анализировать тексты в точки зрения заложенного в них диалогического или бинарного способа кодирования идей. Идейное обоснование доминирования бинарного кода русского самосознания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление русской интеллигенции 18-19вв.
  • П.Я. Чаадаев. От диалогов с верховной властью к конфронтации и формированию общественного мнения.
  • Философия и литература: третий путь русского интеллектуализма
  • Ф.М. Достоевский. Авторский миф.
  • Социально-религиозное учение, художественный взгляд и гражданская позиция Л.Н. Толстого
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за работу на семинарах
    Работа на семинарах в течение двух модулей. Оценка за работу на семинарах считается по формуле Осем. = 0,5*Ом1 + 0,5*Ом2, где Ом = 0,5ауд + 0,5кр. То есть, она состоит из суммы оценок за первый и второй модули с коэффициентами 0,5; оценка за каждый модуль состоит из суммы оценки за устную аудиторную активность на семинарах и оценки за контрольную работу с коэффициентами 0,5. Устная аудиторная работа на семинарах оценивается преподавателем, ведущим семинары, с учетом следующих критериев: соответствие высказываний студента историко-философским фактам, разбираемому тексту и литературным произведениям, убедительность аргументации, логичность рассуждений, глубина понимания философских концепций и идейного содержания литературных произведений. За каждый семинар ставится оценка из 10 баллов; итоговая оценка за семинары рассчитывается как среднее арифметическое оценок за все семинары без округления. Контрольная работа проводится на последнем семинаре каждого модуля и проверяет знание лекционного курса; оценивается глубина ответов, их корректность, соответствие материалу, данному в лекционном курсе. Отработка оценки за устную работу на семинарах в общем случае не предусмотрена. В случае пропуска семинара по документально подтвержденной уважительной причине возможна сдача отработки в виде небольшого (2–3 стр.) конспекта обсуждаемого на семинаре текста и краткого (1 стр.) самостоятельного размышления о прочитанном.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе — небольшая работа (примерно три страницы), демонстрирующая способность студента размышлять над проблемами, поставленными в курсе. Оценивается аргументированность выводов, корректность работы с историко-философским, литературным материалом и историческим материалом, глубина проработки материала. Эссе сдается во втором модуле.
  • неблокирующий Экзамен
    По итогам работы предполагается автоматический экзамен. Для студентов, не прошедших минимальный порог по итогам работы в 2-х модулях (4 балла) предполагается устный экзамен в форме собеседования. Вопросы к экзамену прилагаются. Студенты, желающие повысить свою итоговую оценку также могут прийти на экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Оценка за работу на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ. (2014). О самопознании и его пределах. Заключение о себе. Развитие Личности, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641563
  • Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 340 с. — ISBN 978-5-507-43259-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93985 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бердяев, Н. А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 70 с. — ISBN 978-5-507-43257-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93983 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бесы, Достоевский, Ф. М., 2001
  • Братья Карамазовы : роман, Достоевский, Ф. М., 2007
  • Булгаков, Ф. И. Граф Л.Н. Толстой и критика его произведений, русская и иностранная / Ф. И. Булгаков. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 245 с. — ISBN 978-5-507-31100-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32103 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дневник писателя : избранные страницы, Достоевский, Ф. М., 1989
  • Живая жизнь : О Достоевском. О Толстом. О Ницше, Вересаев, В. В., 1999
  • Каблиц, И.И.. Интеллигенция и народ в общественной жизни России : Электронная репродукция / И.И. Каблиц : Издательские архивы, 1886. — 315 с. — URL: https://book.ru/book/913111 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Климова, С. М. (2017). Н.Н. Страхов и Л.Н. Толстой - русское преодоление немецкой философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.286F6687
  • Короленко, В. Г. Л.Н.Толстой  (Статья вторая) / В. Г. Короленко. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 3 с. — ISBN 978-5-507-24485-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/24916 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики 'Вех'. - М., 1996, - 86 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347511
  • Мережковский, Д. С.  Вечные спутники / Д. С. Мережковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 369 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09513-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428046 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Милюков, П. Н. Интеллигенция и историческая традиция / П. Н. Милюков. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 31 с. — ISBN 978-5-507-10174-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Повести и рассказы. Т. 2: Повести и рассказы, (1862 - 1877), Достоевский, Ф. М., 1979
  • Розанов, В. В. На закате дней (Л.Толстой и интеллигенция) / В. В. Розанов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 2 с. — ISBN 978-5-507-11056-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/7852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соловьев, В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 7 с. — ISBN 978-5-507-38863-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/48588 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н.  После бала. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Отец Сергий / Л. Н. Толстой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 196 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-12850-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448434 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Толстой, Л. Н. В чем моя вера? / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 81 с. — ISBN 978-5-507-10654-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6440 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н. Два письма к М. Ганди / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 4 с. — ISBN 978-5-507-10658-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6444 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н. Две войны / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 3 с. — ISBN 978-5-507-10659-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6445 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н. Закон насилия и закон любви / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 37 с. — ISBN 978-5-507-10661-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6447 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н. Исповедь / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 49 с. — ISBN 978-5-507-10662-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6448 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л. Н. Как читать евангелие и в чем его сущность? / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 2 с. — ISBN 978-5-507-10665-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6451 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Толстой, Л.Н.. Отец Сергий : Литературно-художественное издание / Л.Н. Толстой : Художественная классика, — 35 с. — URL: https://book.ru/book/901423 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Чаадаев, П. Я. Апология сумасшедшего / П. Я. Чаадаев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 9 с. — ISBN 978-5-507-10767-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6541 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чаадаев, П. Я. Письма А. С. Пушкину / П. Я. Чаадаев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 9 с. — ISBN 978-5-507-10770-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Четвероевангелие. Соединение и перевод четырех Евангелий, Толстой Л.Н., 2002
  • ШЕВЫРИН В.М. (2015). 2015.04.013. Манчестер Л. Поповичи В Миру: Духовенство, Интеллигенция И Становление Современного Самосознания В России. / Пер. С Англ. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. - 448 С.: Ил. - (Серия Historia Rossica). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BFBB0EF

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бердяев, Н. А.  Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07280-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474635 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.

Авторы

  • Бессчетнова Елена Валерьевна
  • Климова Светлана Мушаиловна