• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель» является частью майнора «Визуальная культура Востока и античности». Кинематограф Японии дает обширный и благодатный материал для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания, но в нашем вводном курсе мы сосредоточим свое внимание на важнейшем для всей японской культуры вопросе о национальном своеобразии. В середине XX века Япония стала первой азиатской страной, фильмы которой получили широкое признание на Западе. Однако очень скоро выяснилось, что восприятие и оценки японского кино внутри страны и за ее пределами существенно различаются. Можно ли говорить здесь о пресловутом «островном сознании» японцев, или мы имеем дело с определенными экономическими стратегиями продюсеров и прокатчиков? В нашем курсе мы предлагаем очерк формирования основных стилистических и жанровых особенностей японского кино на примере творчества ведущих японских режиссеров (Куросава, Одзу, Мидзогути, Осима, Китано…), а также краткую историю японского кинопроизводства и проката. Это поможет понять, как современный японский кинематограф решает сложную дилемму сохранения национального своеобразия в глобальной медиасфере, и какой сама Япония видит свою роль в развитии мирового кинематографа и современной массовой культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа;
  • Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала;
  • Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю изобретения кинематографа на Западе. Понимает специфику восприятия кинематографа в Японии на рубеже 19-20 вв.
  • Знает историю формирования жанров: дзидайгэки, кайдзю, кайдан, сёмингэки, хахамоно
  • Может контекстуализировать популярность японского кинематографа на Западе 1950-х гг.
  • Может перечислить культурно-исторические и экономические предпосылки перехода к звуковому кинематографу в Японии.
  • Может перечислить основные исторические этапы и современные тенденции изучения японского кинематографа в академической среде.
  • Может перечислить стилистические и тематические особенности творчества Одзу Ясудзиро и Куросава Акира
  • Может перечислить тематические и стилистические особенности творчества режиссера Мидзогути Кэндзи
  • Понимает динамику взаимодействия японской киноиндустрии с телевидением. Знает основные этапы развития японской документалистики.
  • Понимает и может перечислить главные особенности кинематографа японской "Новой волны"
  • Понимает особенности производства и дистрибуции немого кинематографа в Японии
  • Понимает особенности производства, дистрибуции и цензурирования игровых и документальных фильмов в Японии времен Второй мировой войны и американской оккупации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Приход кинематографа в Японию
  • «Великий немой»: культура бэнси, движение за «чистый» кинематограф, первые опыты киноавангарда.
  • Появление звука: модернизм и социальная критика в японском кинематографе 1930-х гг.
  • Кинематограф и пропаганда: Пятнадцатилетняя война (1931-1945) и годы оккупации (1945-1952)
  • Творчество Мидзогути Кэндзи. Эстетика традиционализма. Первые успехи японского кинематографа на Западе.
  • Творчество Куросава Акира. Японское и советское кино в диалоге.
  • Творчество Одзу Ясудзиро. «Cемейная мелодрама» студии Сётику.
  • Жанровая специфика послевоенного японского кинематографа
  • Кинематограф «новой волны». Социально-политические движения 1960-х – 1970-х гг. Эксперименты в области стиля.
  • Документальный кинематограф и телевидение
  • Japanese Film Studies. Формирование дисциплины. Дальнейшие перспективы развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе1
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Эссе1
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.14 * Презентация + 0.3 * Письменный экзамен + 0.1 * Эссе1 + 0.18 * Эссе 2 + 0.21 * Работа на семинарских занятиях + 0.07 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aaron Gerow, Visions of Japanese Modernity : Articulations of Cinema, Nation, and Spectatorship, 1895-1925

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Michael Lucken, The Japanese and the War : Expectation, Perception, and the Shaping of Memory
  • Mitsuyo Wada-Marciano, Nippon Modern : Japanese Cinema of the 1920s And 1930s
  • William M. Tsutsui and Michiko Ito, In Godzilla's Footsteps : Japanese Pop Culture Icons on the Global Stage
  • Yoshiharu Tezuka, Japanese Cinema Goes Global : Filmworkers' Journeys

Авторы

  • Фёдорова Анастасия Александровна