• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Коммуникация в современном обществе

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кудрявцева Елена Игоревна, Молодыченко Евгений Николаевич, Нужа Ирина Витальевна, Орлова Надежда Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей. Изучение данной дисциплины не предполагает предварительной подготовки, но в целом базируется на дисциплинах, изучаемых студентами в разных программах подготовки, таких как: - Социология, - Психология, - Философия, - Теория организации, - Общий менеджмент. Дисциплина предложена в режиме blendid с использованием авторского онлайн-курса, расположенного на платформе edu.hse.ru, включающего в себя видеолекции, задания для самостоятельного выполнения и контрольные тесты по каждой теме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является расширение у студентов общегуманитарного и профессионального кругозора, формирование системных представлений в области профессиональных, внутриорганизационных и личных коммуникаций, поддержание и развитие навыков успешного профессионального и межличностного взаимодействия, понимания особенностей управления собственным и чужим поведением, а также приобретение практических навыков применения различных методов и технологий регулирования и коррекции организационных и профессиональных взаимоотношений. В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых концепций и теорий коммуникативного взаимодействия
  • Понимание актуальных и перспективных задач анализа, регулирования и коррекции индивидуального и группового поведения
  • Умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной коммуникации
  • Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
  • Умение прогнозировать и планировать поведение сотрудников в конкретных организационных ситуациях
  • Знание ключевых концепций и теорий межкультурного интеллекта
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной, в том числе – кросс-культурной, коммуникации
  • Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
  • Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных коммуникативных факторах
  • Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных организационных факторах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что мы знаем о коммуникациях?
  • Психологические основы коммуникации
  • Особенности вербальных коммуникаций
  • Невербальная коммуникация
  • Стрессовые и конфликтные коммуникации
  • Убеждающая коммуникация
  • Разнообразие групповых коммуникаций
  • Коммуникация в рабочей среде
  • Коммуникативная этика
  • Навыки эффективной коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое решение кейса на семинарском занятии
  • неблокирующий Выполнение тематических тестов онлайн курса
    Тест каждой недели открывается для выполнения на срок в й сутки. Пропуск дедлайна означает невозможность прохождения тестирования данной недели. Автоматический расчет оценок на онлайн платформе. Максимальная оценка за один тест - 20 баллов, максимальная сумма за все тесты - 200 баллов
  • неблокирующий Подготовка группового проекта
    Максимальная оценка проекта - 8 баллов. Диапазон КТУ - 1,2 (самое активное участие в подготовке и реализации проекта) - 0,3 (номинальное участие студента в проекте)
  • неблокирующий Итоговое тестирование на онлайн платформе
    Автоматический расчет результатов на онлайн платформе. Максимальное число баллов - 40.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается как: 0,3 (совокупная оценка за активность на семинарских занятиях и выполнение заданий) + 0,1(средняя оценка за выполнение еженедельных тестов онлайн курса) + 0,4 оценка за проект*КТУ + 0,2 (расчетная оценка за выполнение итогового теста онлайн курса)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гавра, Д. П.  Основы теории коммуникации : учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433390 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гулевич, О. А.  Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431344 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц, Т. З.  Социальные коммуникации : учебник для академического бакалавриата / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06898-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442012 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ивин, А. А.  Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01111-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433562 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ивин, А. А.  Риторика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03849-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436561 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445661 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Марков, Б. В., Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации : учебник / Б. В. Марков. — Москва : Русайнс, 2018. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-2690-4. — URL: https://book.ru/book/930120 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Марков, Б. В., Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиа комуникации : учебник / Б. В. Марков. — Москва : Русайнс, 2018. — 233 с. — ISBN 978-5-4365-2691-1. — URL: https://book.ru/book/931926 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Собольников, В. В.  Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для прикладного бакалавриата / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05922-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441433 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Третьяк, Г. Е., Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности : монография / Г. Е. Третьяк. — Москва : Русайнс, 2018. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-2390-3. — URL: https://book.ru/book/929506 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506