• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Формы знания о человеке: от античности до современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Делазари Иван Андреевич, Калугин Дмитрий Яковлевич, Разувалова Анна Ивановна, Суториус Константин Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

«Тексты и контексты» — майнор принципиально междисциплинарного характера, который адресуется аудитории широкого профиля. В предлагаемых студентам семестровых циклах лекций и семинаров фигурируют знания, принадлежащие различным гуманитарным дисциплинам: литература, история, философия, риторика и научное представление о языке. В программу включены также проблемы философии и методологии науки, а также вопросы эстетики и истории несловесных искусств. Целью программы майнора «Тексты и контексты» является формирование у студентов, специализирующихся в различных дисциплинах, представления о гуманитарной культуре как основе духовного мира всякого образованного человека, независимо от рода его основных занятий. Традиционная университетская программа таких целей перед собой не ставила, адресуя гуманитарное знание только студентам, для которых оно являлось профессиональной специализацией. Первая дисциплина майнора — «Формы знания о человеке: от античности до современности» — формирует у студентов представления о словесном искусстве как форме конструирования, хранения и передачи знания о человеке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков критического мышления и ответственного, информированного суждения о различных аспектах гуманитарного опыта на материале художественных и литературно-теоретических текстов.
  • Знакомство с различными методиками чтения и интерпретации художественной литературы, практикуемых с античных времен до наших дней.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует писательские стратегии успеха.
  • Анализирует текст с точки зрения его места в каноне.
  • Анализирует тексты миметической направленности.
  • Анализирует тексты на предмет отождествления читателя с героем и погружения в художественную реальность.
  • Анализирует тексты с привлечением психоаналитических, мифокритических, гендерных параметров.
  • Выявляет остраняющие приемы при анализе художественного текста.
  • Описывает историческую динамику издательского дела и мотивирует важность материальной стороны чтения.
  • Ответственно использует понятие «гений» в контексте проблематики образования и воспитания.
  • Умеет выделить типологические и аллегорические элементы в художественном тексте в рамках обнаружения авторских стратегий воздействия на читателя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поэзия и поэтика, литература и реальность: от мимесиса до нового историзма
  • Язык, жанр, читатель: от формы к интерпретации
  • Мифология, биография, психоанализ, (пост)наука: парадигмы автора и героя
  • Литература: как она устроена. Литературный канон
  • История чтения. Массовая литература
  • Литература как синтетическое знание о человеке
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (1-й модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2-й модуль)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – от 300 до 500 слов. Работа выполняется в назначенное время в формате LMS теста. Выполнить задание необходимо в течение 4 часов с момента публикации теста "Контрольная работа" в LMS.
  • неблокирующий Эссе
    Экзаменационное эссе выполняется студентами онлайн, в системе LMS, в формате теста из одного вопроса, представляющего собой список из 5 тем, из которых следует выбрать одну. На написание эссе дается не более 4 часов строго в назначенное время. Объем эссе - 1000-1200 слов. Эссе, сданные с опозданием, не засчитываются. Любое использование чужого текста допускается только в режиме корректного цитирования или парафраза с явным указанием названия и(ли) автора источника непосредственно на месте цитирования, при этом полное библиографическое оформление не требуется. При обнаружении плагиата в работе за нее ставится оценка "0", блокирующая результаты по всем формам контроля дисциплины, и назначается пересдача. Получившим неудовлетворительную оценку за дисциплину дважды вторая пересдача назначается в форме устного опроса экзаменационной комиссией, в аудитории, в дату, указанную учебным офисом. 10 билетов содержат 3 вопроса каждый (см. примеры заданий), на подготовку дается 15 мин., ведется видеозапись. Полный список вопросов высылается по эл. почте за 5-7 дней до пересдачи. При отказе отвечать на вопросы первого взятого билета максимальная оценка снижается на 2 пункта, при вторичном отказе - еще на 3, третий отказ означает, что экзамен не сдан. Комиссия имеет право попросить дополнительных разъяснений по каждому из ответов на вопросы взятого билета. По завершении экзамена комиссия совещается в закрытом режиме, после чего студент приглашается для оглашения итоговой оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.28 * Аудиторная работа (1-й модуль) + 0.3 * Эссе + 0.27 * Аудиторная работа (2-й модуль) + 0.15 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
  • Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
  • Егоров, Б. Ф.  От Хомякова до Лотмана. История русской литературы и культуры : учебное пособие для вузов / Б. Ф. Егоров. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-07230-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442158 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437742 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hellman, B. (2013). Fairy Tales and True Stories : The History of Russian Literature for Children and Young People (1574-2010). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=637407
  • Schultz, W. T. (2005). Handbook of Psychobiography. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=176913
  • Streete, A., & Holmes, J. (2005). Refiguring Mimesis : Representation in Early Modern Literature. Hatfield: Independent Publishers Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400456
  • Темнов, Е. И., Государство : монография / Е. И. Темнов. — Москва : Русайнс, 2015. — 324 с. — ISBN 978-5-4365-0254-0. — URL: https://book.ru/book/917137 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Фрейд, З.  "Я" и "Оно". Избранные работы / З. Фрейд ; переводчик Л. Голлербах. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06132-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441861 (дата обращения: 28.08.2023).