• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Полифония модерна, пост-модерна и пост-пост-модерна

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается знакомство с методами, приемами и эвристическими возможностями визуальных методов анализа. Развивая навыки социологического и визуального воображения, слушатели дисциплины будут обсуждать и анализировать визуальные репрезентации социальных отношений, социальных статусов и идентичностей, функционирования социальных институтов и типов социальных действий. Также в рамках курса раскрываются не замечаемые, но важные влияния, оказываемые на жизнь человека в современном обществе многочисленными впутанными в нее медиа, технологиями и техническими средствами, новостными потоками, организацией трудовых процессов. Будут освещены своеобразие современных медиа (Г.М. Маклюэн), различные деформации новостей и срастание их с художественной литеретаурой и пропагандой в условиях современного капитализма (Р.Э. Парк, Х. Хьюз), изменение места работы в жизни человека и новейшие тенденции в трансформации работы и занятости (Э. Хьюз). Также в курсе затрагивается понятие «практика». Для широкого круга авторов, школ и направлений в социальных исследованиях культуры и повседневности использование этого понятия стало своего рода общим местом, но мало кто отдает себе отчет в тех философских и теоретических дискуссиях вокруг этого понятия, которые разворачивались в ходе двадцатый век, касаясь касались самих основ социальных наук. Теория практик – это попытка понять природу человеческого действия. И этим мы будет заниматься. В курсе мы знакомимся как с фундаментальной теорией, так и с кокнертными примерами изучения социальных практик в работах Н. Элиаса, М. Полани, М. Фуко, П. Бурдье, К. Гирца, Д. Блура и других авторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс является первой субдисциплиной майнора «В лабиринтах сложного общества». Предлагаемый курс имеет своей целью раскрытие сложной картины современного общества, используя огромный потенциал социальной теории, и развитие у студентов «социологического воображения».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет применять категории Маклюэна для интерпретации разных медиа.
  • Владеет навыками критического анализа медиа.
  • Умеет анализировать новости как особую форму знания.
  • Умеет распознавать и анализировать потоки новостей в разных сферах социальной жизни.
  • Владеет понятийным аппаратом Э. Хьюза для анализа работы и профессий.
  • Представляет и критически анализирует место труда в современном мире и влияние свойств трудовой деятельности на разные стороны социальной реальности.
  • Знает основные современные социологические теории анализа визуальных образов.
  • Знает основные методы социологического анализа визуальных образов.
  • Владеет навыками социологического анализа кино- и фотодокументов.
  • Знает основные возможности и ограничения визуальной социологии.
  • Умеет применять социологические понятия к анализу визуальных явлений.
  • Обладает навыками критической рефлексии, фокусирующейся на особенностях и специфике исторически конкретных обществ модерна, их институциональной организации и культуры.
  • Владеет концептуальным аппаратом социологической теории как комплексным средством анализа реалий обществ модерна на макро-, микро- и мезо-уровнях, в синхронном и диахронном измерениях.
  • Умеет распознавать и анализировать логику функционирования (и потенциального видоизменения) институтов модерновых обществ, выявлять взаимосвязи между различными композициями социальных феноменов, образующими эмпирическую ткань существования и исторической динамики этих обществ
  • Способен сравнивать «модерные» и «премодерные» общества, может выявить и охарактеризовать «премодерные» элементы в культуре и социальных институтах современных обществ
  • • Умеет распознавать и анализировать логику функционирования (и потенциального видоизменения) институтов модерновых обществ, выявлять взаимосвязи между различными композициями социальных феноменов, образующими эмпирическую ткань существования и исторической динамики этих обществ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиа в современном глобальном мире (Г.М. Маклюэн).
  • Тема 2. Новости и современность (Р.Э. Парк).
  • Тема 3. Неочевидные миры работы (Э. Хьюз).
  • Тема 4. Визуальное в современном обществе. Теоретические перспективы визуальной социологии.
  • Тема 5. Методы визуальных исследований.
  • Тема 6. Визуальная интерпретация основных социологических категорий: исследовательские возможности и критика метода.
  • Тема 7. «Великая трансформация» (К. Поланьи).
  • Тема 8. «Тропы из утопии». Социальные роли, социальные конфликты, социологический анализ господства.
  • Тема 9. Memory studies. Места памяти. Войны памяти.
  • Тема 10. Социология и модерн: «старая песня о главном».
  • Тема 11. «Осторожно модерн!» или «неизбежно модерн?»
  • Тема 12. Модерн как «незавершенный проект».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 3 модуль
    Студент должен продемонстрировать:  знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала;  грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе 4 модуль
    Эссе в свободной форме по предложенной тематике. Рекомендуемый объём текста (за вычетом обложки) – 4-5 страниц при стандартном форматировании (поля стандартные, шрифт 14, интервал 1).
  • неблокирующий Аудиторная работа 4 модуль
    Оцениваются участие в дискуссиях, ответы на заранее предложенные вопросы, чтение рекомендованной литературы, выступления с сообщениями
  • неблокирующий Контрольная работа 3 модуль
    Письменная работа по материалам лекций и семинаров по блоку "Визуальная социология". Время выполнения - 20 минут.
  • неблокирующий эссе 3 модуль
    Требуется написать эссе по книге Г.М. Маклюэна «Понимание медиа». Эссе должно быть написано по одной из перечисленных ниже тем и должно базироваться на прочтении и анализе этого первоисточника. Использование вторичной литературы допускается, но опора на первоисточник остаётся при этом обязательной. Наличие в списке литературы только этого источника само по себе не может быть основанием для снижения оценки. Ожидается внимательное прочтение и анализ главы книги, напрямую соответствующей выбранной теме, и достаточное знакомство с книгой в целом, необходимое для написания качественной работы. Требуемый объём текста (за вычетом обложки) – 4-5 страниц при стандартном форматировании (поля стандартные, шрифт 14, интервал 1). При выходе за пределы требуемого объёма как в меньшую, так и в большую сторону оценка может быть снижена. Список предлагаемых тем: 1. Устная речь как медиум. 2. Фонетический алфавит как медиум. 3. Колесо как медиум. 4. Число как медиум. 5. Деньги как медиум. 6. Часы как медиум. 7. Печатное слово как медиум. 8. Фотография как медиум. 9. Газета как медиум. 10. Рекламные объявления как медиум. 11. Игры как медиа. 12. Телеграф как медиум. 13. Телефон как медиум. 14. Радио как медиум.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Аудиторная работа 3 модуль + 0.25 * Аудиторная работа 4 модуль + 0.2 * Контрольная работа 3 модуль + 0.25 * Эссе 4 модуль + 0.15 * эссе 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Eliot Freidson. (2007). Professionalism : The Third Logic. Polity.
  • Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности, Абрамов, Р. Н., 2012
  • Великая трансформация : политические и экономические истоки нашего времени, Поланьи, К., 2002
  • Визуальная социология : фотография как метод исследования: учебник для вузов, Штомпка, П., 2010
  • Визуальная социология: фотография как метод исследования : учебник для вузов, Штомпка, П., 2007
  • Визуальная социология. Фотография как метод исследования : Учебник для вузов, Штомпка, П., 2007
  • Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник, Штомпка П., Морозова Н.В., 2010
  • Галактика Гутенберга : становление человека печатающего, Маклюэн, М., 2013
  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eliot Freidson. (1998). Professionalism and Institutional Ethics: Salvaging the Future of American Medecine. Revue Française d’Etudes Américaines, 77(1), 21–37. https://doi.org/10.3406/rfea.1998.1736
  • Eliot Freidson. (2013). Professionalism Reborn : Theory, Prophecy and Policy. Polity.
  • Freidson, E. (1999). Theory of Professionalism: Method and Substance. International Review of Sociology, 9(1), 117. https://doi.org/10.1080/03906701.1999.9971301
  • Freidson, E. (2017). Professional Dominance : The Social Structure of Medical Care. Routledge.
  • Freidson, E., & Lorber, J. (2017). Medical Professionals and the Organization of Knowledge. Routledge.
  • Innis, H. A. (2008). The Bias of Communication: Vol. 2nd ed. University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division.
  • Profession of medicine : a study of the sociology of applied knowledge, Freidson, E., 1988
  • Professionalism reborn : theory, prophecy, and policy, Freidson, E., 1994
  • Аутсайдеры : исследования по социологии девиантности, Беккер, Г., 2018
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
  • Забвение истории - одержимость историей, Ассман, А., 2019
  • Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Миф машины. Техника и развитие человечества, пер. с англ. Т. Азаркович, Б. Скуратов (1 гл.), 408 с., Мамфорд, Л., 2001
  • Моральная слепота : утрата чувствительности в эпоху текучей современности, Бауман, З., 2019
  • Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015
  • Общества. Обмен. Личность : тр. по соц. антропологии, Мосс, М., 2011
  • Общество общества. Кн. 2: Медиа коммуникации, Луман, Н., 2005
  • Прекариат: новый опасный класс, Стэндинг, Г., 2014
  • Протестантская этика и дух капитализма : [ридер], Вебер М., 0000
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017
  • Реальность массмедиа, Луман, Н., 2005
  • Реальность массмедиа, Луман, Н., 2012
  • Реальность массмедиа, пер. с нем. А. Ю. Антоновского ; под ред. О. В. Кильдюшова, 256 с., Луман, Н., 2005
  • Служащие : из жизни современной Германии, Кракауэр, З., 2015
  • Социальные рамки памяти, Хальбвакс, М., 2007
  • Текучая современность, Бауман, З., 2008