Магистратура
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
38.04.01. Экономика
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Абылкаликов Салават Иргалиевич,
Варшавская Елена Яковлевна,
Винник Мария Викторовна,
Жданов Дмитрий Александрович,
Карачурина Лилия Борисовна,
Кваша Екатерина Александровна,
Мкртчян Никита Владимирович,
Паин Эмиль Абрамович,
Полян Павел Маркович,
Сакевич Виктория Ивановна,
Синявская Оксана Вячеславовна,
Слободенюк Екатерина Дмитриевна,
Харькова Татьяна Леонидовна,
Чурилова Елена Владимировна,
Юмагузин Валерий Валерьевич
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины
- осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
- проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
- получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
- знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
- углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
- совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
- расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
- выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
- овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
- владеть навыками подготовки академических текстов
- владеть навыками разработки программы исследования
- владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
- выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
- знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
- знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
- знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
- подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
- понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
- уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
- уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
- уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
- уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
- уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
- уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
Содержание учебной дисциплины
- Профориентационный цикл
- Источники для написания демографических работ
- Обучающие семинары-тренинги
- Представление итогов исследовательской работы
Элементы контроля
- Домашнее задание-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
- Домашнее задание-СписокПостроение примерного списка литературы по теме курсовой работы
- Презентация проектаПроект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
- Домашнее задание-РецензияРецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
- Активность-1Активность на семинарах
- РефератАнализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
- ЭссеРецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
- Домашнее задание (научный руководитель)Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
- Доклад-предзащитаПредзащита курсовой работы: выступление с презентацией
- Активность-2Активность на семинарах-2
- Домашнее задание-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
- Домашнее задание-СписокПостроение примерного списка литературы по теме курсовой работы
- Презентация проектаПроект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
- Домашнее задание-РецензияРецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
- Активность-1Активность на семинарах
- РефератАнализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
- ЭссеРецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
- Домашнее задание (научный руководитель)Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
- Доклад-предзащитаПредзащита курсовой работы: выступление с презентацией
- Активность-2Активность на семинарах-2
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.15 * Домашнее задание-Список + 0.1 * Активность-1 + 0.2 * Домашнее задание-Рецензия + 0.3 * Презентация проекта + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Домашнее задание-Рецензия + 0.2 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Активность-1 + 0.2 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.15 * Презентация проекта
- 2022/2023 учебный год 2 модуль
- 2022/2023 учебный год 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
- Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
Рекомендуемая дополнительная литература
- Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012