• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Теоретическая инноватика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теоретическая инноватика» предлагается студентам 1-го курса, обучающимся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 - Инноватика. Дисциплина «Теоретическая инноватика» предваряет обучение по остальным дисциплинам программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 - Инноватика. Дисциплина «Теоретическая инноватика» формирует базовые теоретические знания об инновациях, их квалификационных признаках и специфических характеристиках, функциях, этапах, способах и условиях их реализации, вырабатывает понимание основных законов и закономерностей инновационной деятельности, движущих сил и ключевых факторов успеха. Изучение дисциплины формирует компетенции, необходимые для обеспечения стратегической конкурентоспособности бизнеса на основе постоянного развития и практического освоения достижений науки, техники и технологий. Дисциплина «Теоретическая инноватика» характеризует теоретические предпосылки для обеспечения эффективного управления инновационной деятельностью. Она имеет междисциплинарный характер: опираясь на фактографические данные о развитии науки, техники и технологии она формирует представление о теоретических моделях инноваций, затрагивая различные аспекты инновационной деятельности. Дисциплина «Теоретическая инноватика» призвана дать студентам представление об экономических, технико-технологических, организационно-управленческих и социально-психологических факторах, определяющих инициацию, темпы и масштабы инновационной деятельности, о формах и моделях инновационной деятельности, принципах ее реализации на макро- и микроуровнях; в процессе преподавания дисциплины исследуются инвариантные свойства и характеристики инноваций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Теоретическая инноватика» – ознакомить студентов с основными понятиями и категориями в области теории инноваций, дать базовые знания и представления о формах и видах инноваций, законах и закономерностях инновационного развития, моделях инновационной деятельности, принципах управления инновационными преобразованиями, факторах и движущих силах инновационной деятельности и сформировать целостную теоретическую основу для научно обоснованных решений в сфере организации и управления инновационными процессами, прогнозирования их динамики, оценки внутренних и внешних условий инновационной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие и виды инноваций, новшеств; принципы классификации инноваций; способен выделить объект и субъект инновационной деятельности; понимает типы и роли участников инновационных процессов
  • Понимает предпосылки возникновения теоретической инноватики, знает и способен использовать на практике классические теории инновационного развития и современные положения теоретической инноватики, в т.ч. теорию технологических укладов; знает и понимает модели инновационных процессов, готов использовать методы прогнозирования и планирования инновационных процессов и инструменты проектирования и организации инновационных процессов
  • Знать: параметры и показатели инновационной активности организации и ее инновационного потенциала; методы построения S-образных кривых; подходы к построению стратегии и программ инновационного развития на основе состояния внешней среды и инновационного потенциала организации и понимает специфику инновационной деятельности на макроуровне и в различных типах организаций
  • Знать: жизненные циклы инноваций разных видов; стадии инновационных процессов и понимает их специфику на всех уровнях инновационной среды;
  • Знать: механизмы планирования и регулирования процессов инновационного развития отраслей, методики оценки инновационного развития стран и регионов, роль и особенности инновационной системы и инфраструктуры инновационной деятельности; принципы и инструменты мониторинга инновационных процессов, методы оценки их экономической эффективности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Инновация как экономическая категория. Классификация инноваций
  • Тема 2. Концепции инновационного развития
  • Тема 3. Управление инновациями на макроуровне. Формирование условий осуществления инновационной деятельности
  • Тема 4. Управление инновациями в организации. Инновационное развитие организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение и защита командного проекта
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Ответ по билету
    Экзамен проводится в виде письменных ответов на тестовые задания и устного обсуждения теоретического вопроса и решения кейса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.15 * Домашнее задание + 0.4 * Ответ по билету + 0.2 * Выполнение и защита командного проекта + 0.25 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: Учебное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 239 с.: ISBN 978-5-9614-5658-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002224
  • Инновационная политика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / К. Н. Назин [и др.] ; под редакцией К. Н. Назина, Д. И. Кокурина, С. И. Агабекова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10445-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430030 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лапин, Н. И.  Теория и практика инноватики : учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 350 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11073-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444442 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теоретическая инноватика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. А. Брусакова [и др.] ; под редакцией И. А. Брусаковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04909-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438982 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3011-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/384021
  • Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / Кристенсен К.М., Скотт Э., Рот Э., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 400 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5556-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/561220