• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Эпиграфика и палеография

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного курса – познакомить студентов с методами, которыми пользуются эпиграфисты для решения следующих задач: классификация и исследование текстов надписей, датировка памятников, публикация памятника, а также познакомить студентов с историей монетного дела в античности, а также с базовыми методами при работе с нумизматическим материалом. Данный курс состоит из двух блоков «Эпиграфика» и «Нумизматика». Эпиграфические памятники – надписи, представляющие собой не только государственные документы, но и частные, неофициальные тексты – дошли до нас от многих цивилизациях. У финикийской, еврейской, иранской или арабской эпиграфики есть множество несходных друг с другом аспектов. Мы же сконцентрируемся на античной эпиграфике, римской и греческой. Углубленное изучение эпиграфических памятников, которые являются столь необходимыми для исследователей древних цивилизаций источниками по политической и экономической истории, истории повседневности – одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. Античная нумизматика – одна из ключевых специальных дисциплин, чьи данные традиционно широко применяются при изучении истории, экономики и искусства обществ древней Греции и Рима. В центре внимания специалистов по античной нумизматике находятся не только монеты, но и печати, весовые знаки, жетоны, инструменты изготовления монет. Данный блок включает три раздела. Первый посвящен теоретическим вопросам античной нумизматики (методы, история изучения, актуальные проблемы дисциплины). Второй – истории монетного дела античных государств Балканского полуострова, Северного Причерноморья, Малой Азии, а также эллинистических государств. Третий – истории монетного дела в древнем Риме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного курса – познакомить студентов с методами, которыми пользуются эпиграфисты для решения следующих задач: классификация и исследование текстов надписей, датировка памятников, публикация памятника, а также познакомить студентов с историей монетного дела в античности, а также с базовыми методами при работе с нумизматическим материалом.
  • Студент знает историю монетного дела Древней Греции и Древнего Рима, периодизацию и хронологию монетного дела античности, типологию монетных выпусков основных монетных центров, историю изучения античной нумизматики, технологию изготовления монеты в античности, ознакомлен с ключевыми методами в современных нумизматических исследованиях.
  • Студент обладает базовыми навыками нумизматического анализа – типология, локализация центра производства, технология изготовления, анализ иконографии, умеет интерпретировать нумизматические источники в контексте изучения политических, социально-экономических и культурных феноменов античности.
  • Студент имеет представление об истории развития палеографии, кодикологии и дипломатики как научных дисциплин
  • Студент знает историю формирования основных собраний греческих и латинских рукописей России и Западной Европы
  • Студент умеет отличать различные виды и типы греческого и латинского письма на различных материальных носителях, может читать, транскрибировать и переводить оригинальные памятники на латинском и древнегреческом языках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обоснована особая важность эпиграфики для изучения Северного Причерноморья. Студенты познакомились с наиболее важными текстами (частично в подлиннике, частично в переводе).
  • Особенно внимание уделено дошедшим до нас древнегреческим письмам.
  • Рассмотрены особенности работы с надписями в поле и музейных собраниях, разные виды эстампажей, фотографирование. Студенты познакомились с методиками объединения фрагментов надписей и дополнения фрагментированного текста. Разобраны этапы подготовки публикации надписи.
  • Рассмотрены особенности сакральных законов, их назначение, структура и формулы.
  • Рассмотрены различные типы общественных надписей. Студенты познакомились с принципами классификации общественных надписей.
  • Рассмотрены разные типы общественных надписей.
  • Рассмотрены самые ранние примеры древнегреческих надписей: надпись на кубке из Питекусс; Аргосская надпись Героона Семерых; надписи на вазе Франсуа. Получен навык чтения надписей по прорисовке и их комментирование.
  • Студенты познакомились с основными видами частных надписей. Особенное внимание уделено надгробным надписям.
  • Студенты познакомились с особенностями формуляра и лексики законов, а также с их классификацией.
  • Студенты познакомились с предметом эпиграфики. Обоснована важность эпиграфики как источника новой информации для других дисциплин, включая историю, лингвистику и филологию. Научились классифицировать надписи по материалу (лапидарные, граффити, дипинти, клейма и проч.).
  • Знать определения палеографии, дипломатики и кодикологии
  • Знает состав основных коллекций и собраний латинских и греческих рукописей в России и за рубежом
  • Имеет представление об эволюции материалов для письма
  • Имеет представление об отличии маюскульного и минускульного типов письма
  • Имеет представление об эволюции капитальном и рустичном письме в Древней Греции и Риме
  • Имеет представление о греческом и латинском унциале и полуунциале, его разновидностях
  • Имеет представление о греческом и латинском минускуле и его разновидностях
  • Имеет представление о процессе формирования и особенностях готического книжного, курсивного и повседневного письма
  • Имеет представление об особенностях гуманистического курсива
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 6. Введение в греческую эпиграфику
  • Тема 7. Возникновение греческой письменности и ранние надписи.
  • Тема 8. Эпиграфическая методика.
  • Тема 9. Общественные надписи.
  • Тема 10. Общественные надписи.
  • Тема 11. Общественные надписи (продолжение).
  • Тема 12. Сакральные надписи.
  • Тема 13. Частные надписи. Надгробия.
  • Тема 14. Частные надписи.
  • Тема 15. Греческая эпиграфика Северного Причерноморья. Основные памятники.
  • Раздел 2. Античная нумизматика. Тема 1.Введение в античную нумизматику.
  • Раздел 2. Тема 2. Технология изготовления античных монет.
  • Раздел 2. Тема 3. Основные методы античной нумизматики.
  • Раздел 2. Тема. 4. Монетно-весовые системы и системы номиналов в античности.
  • Раздел 2. Тема 5. Подделки, имитации и рецепция.
  • Раздел 2. Тема 6. Появление монеты. История монетного дела полисов Малой Азии и Северного Причерноморья. Монетное дело Персидской империи.
  • Раздел 2. Тема 7. История монетного дела Балканской Греции и полисов Южной Италии.
  • Раздел 2. Тема 8. Монетное дело эллинистических государств.
  • Раздел 2. Тема 9. Монетное дело Римской республики.
  • Раздел 2. Тема 10. Монетное дело Римской империи.
  • Тема 1. Введение в проблемы изучения античных рукописей.
  • Тема 2. Собрания греческих и латинских рукописей.
  • Тема 3. Кодикология. Материалы для письма.
  • Тема 4. История греческого и латинского письма.
  • Тема 5. Унциал и полуунциал на Востоке и Западе.
  • Раздел 3. Тема 6. Греческий и латинский минускул.
  • Раздел 3. Тема 7. Готическое письмо и гуманистический курсив.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение латинских и греческих надписей и рукописей
    Семинары посвящены получению практических навыков чтения античных рукописей согласно хронологии развития греческого и латинского письма.
  • неблокирующий Расшифровка и перевод латинской или греческой надписи или рукописи
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Расшифровка и перевод латинской или греческой надписи или рукописи + 0.15 * Чтение латинских и греческих надписей и рукописей
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Чтение латинских и греческих надписей и рукописей + 0.3 * Расшифровка и перевод латинской или греческой надписи или рукописи + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Assael, Y., Sommerschield, T., & Prag, J. (2019). Restoring ancient text using deep learning: a case study on Greek epigraphy.
  • Dolne, L. (2018). The Archives of Ancient Greek Cities: Preservation and Use of Documents.
  • Nikolai Nikolaev. (2019). Просопографическая реконструкция сокращенных и фрагментированных имен исторических лиц (на примере Ольвии). https://doi.org/10.33782/eminak2019.1(25).281
  • Papaodysseus, C., Rousopoulos, P., Arabadjis, D., Panopoulou, F., & Panagopoulos, M. (2010). Handwriting automatic classification: Application to ancient Greek inscriptions. https://doi.org/10.1109/AIS.2010.5547045
  • POWELL, E. A. (2017). When the Ancient Greeks Began to Write. Archaeology, 70(3), 44.
  • Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособие для вузов, Римский, С. В., 2006
  • Вспомогательные исторические дисциплины : учебник для вузов, Леонтьева, Г. А., 2000
  • Латинская палеография : учеб. пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов, Люблинская, А. Д., 1969
  • Палеография, хронология, археография, геральдика : учеб. пособие для студентов вузов, Леонтьева, Г. А., 2000
  • Труфанова Н.М. (2017). Проксенические надписи как источник по истории государственного устройства Херсонеса Таврического. https://doi.org/10.5281/zenodo.849098
  • Труфанова Н.М. (2017). Характеристика некоторых эпиграфических источников о государственном устройстве Херсонеса Таврического. https://doi.org/10.5281/zenodo.849114

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amiet Pierre. (1998). Askold I. Ivantchik Les Cimmeriens au Proche-Orient (Orbis Biblicus et Orientalis, 127). Syria, 75(1), 302.
  • Askold Ivantchik. (2016). IV. L’idéologie royale des Scythes et son expression dans la littérature et l’iconographie grecques : l’apport de la numismatique. Dialogues d’histoire Ancienne, 42(1), 305–329.
  • Bardani, V. N., Clinton, K., Dimitrova, N., Dixon, M. D., Follet, S., Graf, F., … Winters, T. F. (2019). Studies in Greek epigraphy and history in honor of Stefen V. Tracy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9598FDB7
  • Crawford, M. H. (2019). Greek and Roman Juridical Epigraphy. Éditions de la Sorbonne.
  • Dimitrova, N. M., & Bodel, J. P. (2014). Ancient Documents and Their Contexts : First North American Congress of Greek and Latin Epigraphy (2011). Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=919137
  • Dolne, L. (2019). Vocabulary of the Archives in the Ancient Greek Cities. Locations of Archives: the case of the γραμματοφυλάκιον.
  • Ivantchik, A. (2018). Argonautes, l’Océan et la Mer Noire.
  • Ivantchik, A. (2019). La légende “grecque” sur l’origine des Scythes (Hérodote 4.8-10). France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D15FBB9
  • Rousset, D. (2019). Épigraphie grecque et géographie historique du monde hellénique.
  • ПАЛЕОГРАФИЧЕСКИЕ СНИМКИ С ГРЕЧЕСКИХ И СЛАВЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ МОСКОВСКОЙ СИНОДАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ VI-XVII ВЕКА : Монография / : Издательские архивы, 1863. — 118 с. — URL: https://book.ru/book/912337 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Помпеи, Геркуланум и Стабии. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.979A9526
  • Эванс, А. (2019). Элементы Минойской И Микенской Культур В Жизни Эллинов. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 5, 226–250.
  • Яйленко Валерий Петрович. (2015). Слово и дело: о публикации Ольвийского декрета в честь смирнейца Стефана.