• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономическая психология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Экономисты считают, что люди должны поступать в соответствии с собственными интересами и совершать наиболее оптимальный выбор между альтернативами, который позволит им максимизировать собственную выгоду. Но каждый из нас время от времени ведет себя отнюдь нерационально. Например, мы берем кредит на свадьбу или выполняем какую-то работу бесплатно и даже в ущерб личному времени. Курс экономической психологии приоткрывает завесу над непоследовательностью поступков людей. В рамках курса мы будем анализировать поведение людей в разных экономических ситуациях и объяснять его, применяя социально-психологические теории. Мы поговорим о том, как дети начинают понимать экономический мир; узнаем, почему с ростом дохода человек не становится более счастливым; разберемся в причинах стремления людей к обладанию дорогостоящими вещами. Мы рассмотрим значение работы в жизни каждого из нас и обсудим, почему некоторые люди стремятся открыть свой бизнес, в то время как другие предпочитают работать по найму. Мы узнаем, как люди принимают экономические решения, как ведут себя во время покупки тех или иных вещей, и какое воздействие на наше экономическое поведение оказывает реклама.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о предмете экономической психологии, основных направлениях экономической психологии, возможностях практического приложения данных экономической психологии;
  • Анализ психолого-экономических ситуаций и взаимодействий;
  • Формирование опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу психолого-экономических ситуаций и взаимодействий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен анализировать трудовую активность личности (в том числе волонтерскую активность) с помощью известных теорий мотивации, аргументированно объяснять взаимосвязи между мотивацией труда и условиями труда
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать информацию о причинах бедности и богатства; понимать установки бедных людей и прогнозировать их поведение
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации при рассмотрении кейсов о потребительском поведении
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию в сфере экономической социализации
  • Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения в сфере монетарного поведения личности.
  • Способен к самостоятельному объяснению уклонению от налогов различных категорий граждан, пониманию психологической мотивации предпринимателя (в том числе и социального предпринимателя).
  • Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования причин безработицы
  • Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Способен пользоваться предложенными концепциями, моделями для объяснения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши.
  • Способен сравнивать и различать концепции и модели экономической психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. Введение в экономическую психологию.
  • ТЕМА 2. Экономическая социализация.
  • ТЕМА 3. Психология денег и кредитные карты.
  • ТЕМА 4. Психология потребительского поведения.
  • ТЕМА 5. Психология рекламы.
  • ТЕМА 6. Предметы первой необходимости и предметы роскоши.
  • ТЕМА 7. Бедность и богатство.
  • ТЕМА 8. Трудовая мотивация.
  • ТЕМА 9. Безработица.
  • ТЕМА 10. Предпринимательская мотивация. Уплата налогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Мини-проект
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.300 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 мини-проект в форме презентации 0.200 контрольная работа в форме письменных тестов в lms. Формула оценки: Оитог= 0,3* Оаудиторная + 0.3*((Омини-проект1 + Омини-проект2 + Омини-проект3)/3)+ 0,2*Оконтр.работа + 0,2* Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ares, G., & Varela, P. (2018). Methods in Consumer Research, Volume 2 : Alternative Approaches and Special Applications. Woodhead Publishing.
  • Economic psychology, , 2018
  • Industrial and organizational psychology : research and practice, Spector, P. E., 2003
  • Jun, H.-J., Sacco, P., & Cunningham-Williams, R. M. (2021). Gambling in Emerging Adulthood: the Role of Adolescent Depressive Symptoms, Antisocial Behaviors, and Alcohol Use. International Journal of Mental Health & Addiction, 19(2), 494–507. https://doi.org/10.1007/s11469-019-00087-0
  • Lu, P. X. (2011). Elite China : Luxury Consumer Behavior in China. Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420758
  • Raaij, W. F. V. (1999). Economic Psychology Between Psychology and Economics: An Introduction. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 263–272. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00001.x
  • The psychology of money, Furnham, A., 1998
  • Webley, P. (2001). The Economic Psychology of Everyday Life. Hove: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536848
  • Безработица: теория и современная российская практика : (соц.-экон. аспект), Плакся, В. И., 2005
  • Богданов, С. В., Государство и безработица в России: от Российской империи к Российской Федерации : монография / С. В. Богданов. — Москва : Русайнс, 2020. — 248 с. — ISBN 978-5-4365-1967-8. — URL: https://book.ru/book/934863 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Гуревич П.С. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 462с. - ISBN: 978-5-534-02457-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-reklamy-414943
  • Дробышева, Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход : монография / Т. В. Дробышева. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 312 с. - (Перспективы психологии). - ISBN 978-5-9270-0275-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060463
  • Душкина, М. Р.  Психология рекламы и связей с общественностью в маркетинге : учебник для вузов / М. Р. Душкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12786-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448312 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Журавлев, А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности : монография / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - Москва : Институт психологии РАН, 2003. - 436 с. - ISBN 5-9270-0038-X. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058424
  • Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений : монография / А.Л. Журавлев, В. П. Позняков. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 480 с. - ISBN 978-5-9270-0235-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060375
  • Индустриально-организационная психология : учебник : пер. с англ., Джуэлл Л., 2001
  • Организационная психология : учеб. пособие, Занковский А.Н., 2000
  • Организационная психология : учебник для вузов, Леонова, А. Б., 2014
  • Организационная психология : учебник для вузов, Свенцицкий, А. Л., 2014
  • Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 429 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006052-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/546345
  • Поведение потребителей : учеб. пособие, Алешина И.В., 2000
  • Поведение потребителей, Блэкуэлл, Р. Д., 2007
  • Психология рекламы, Лебедев-Любимов, А. Н., 2006
  • Свенцицкий, А. Л.  Организационная психология : учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 504 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3232-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425235 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Социальная психология российского предпринимательства : концепция психологических отношений, Журавлев, А. Л., 2012
  • Теория праздного класса, Веблен, Т., 2011
  • Экономическая психология : учеб. пособие для вузов, Дейнека, О. С., 2000
  • Экономическая психология. Социокультурный подход, Андреева И.В., 2000
  • Экономическое самоопределение : теория и эмпирические исследования, Журавлев, А. Л., 2007
  • Эффективность рекламы, Кутлалиев, А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cadogan, John, et al. Cross-cultural and cross-national consumer research, Emerald Publishing Limited, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2070198.
  • Elite China : luxury consumer behavior in China, Lu, P. X., 2008
  • Juan Carlos Conesa, & Timothy J. Kehoe. (2017). Gambling for redemption and self-fulfilling debt crises. Economic Theory, (4), 707. https://doi.org/10.1007/s00199-017-1085-5
  • Russell W. Belk. (2017). Qualitative Consumer Research. Emerald Publishing Limited.
  • The new economic mind : the social psychology of economic behaviour, Lewis, A., 1995
  • Warneryd, K.-E. (1999). The Role of Macroeconomic Psychology. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 273–296. https://doi.org/10.1080/026999499377484
  • Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме, Казаков, С. П., 2016
  • Индустриально-организационная психология : учебник для вузов, Джуэлл, Л., 2001
  • Культура предпринимательства, учебник, 368 с., Томилов, В. В., 2000
  • Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология 5 : пер. с нем., Кирхлер Э., Майер-Пести К., 2005
  • Психология предпринимательства : учеб. пособие, Акперов И.Г., Масликова Ж.В., 2003
  • Психология предпринимательства : Учеб. пособие, Завьялова, Е.К., 2004
  • Психология предпринимательства и бизнеса : Учеб. пособие, Щербатых, Ю.В., 2009
  • Психология рекламы : учеб. пособие для вузов, Мокшанцев, Р. И., 2011
  • Психология рекламы: Учебное пособие/Мокшанцев Р. И., Науч. ред. Удальцова М. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Сиб. согл., 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-16-004777-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429960
  • Психология экономики, Машков В.Н., 2001