• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психология медиавоздействия

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов, которые интересуются и хотят в дальнейшем работать в области медиавоздействия, психологической экспертизы продуктов медиа, разработки и экспертизы рекламы, PR сопровождения бизнеса или политических кампаний. В процессе обучения студенты освоят основные технологии психологического анализа и экспертизы медиапродуктов, научатся идентифицировать и управлять процессом медиавоздействия. Особое внимание в курсе уделено технологии факт-чекинга и идентификации фейковой информации в медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. . Знание психологических механизмов, эффектов, закономерностей и методов воздействия медиа на аудиторию и на общество в целом.
  • 2. Умение анализировать, оценивать, проводить экспертизу продуктов медиа с точки зрения механизмов и методов воздействия; умение оценивать продукт медиа с точки зрения конструктивного или деструктивного воздействия на психику, личность, группы, общество.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать особенности медиавоздействия, сравнивать воздействия медиа с другими видами воздействия
  • Проводить экспертизу медиапродукта, анализировать механизмы и методы воздействия, которые в нем используются
  • Анализировать эффекты воздействия медиа на индивидуальном и общественном уровне.
  • Анализировать манипулятивные приемы и техники, используемые в медиапродукте.
  • Применять техники факт-чекинга и другие приемы защиты от манипулятивного воздействия.
  • Выстраивать стратегию медиаповедения и разрабатывать план построения персонального бренда в медиа.
  • Проводить экспертизу медиапродукта с точки зрения его психологической безопасности.
  • Консультировать и давать рекомендации по эффективному и безопасному применению медиавоздействия и медиаповедению.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиапсихология: предметная область, цели, задачи, исследования.
  • Механизмы и эффекты медиавоздействия.
  • Технология манипуляции в медиа.
  • Информационно-психологическая война и способы защиты от нее.
  • Медиаповедение. Медийный имидж.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Психологическая экспертиза медиапродукта
    Студент проводит психологическую экспертизу медиапродукта с точки зрения методов и техник воздействия, которые в нем использованы. необходимо обозначить целевую аудиторию воздействия и аудиторию, которой данный продукт не рекомендуется. Должен быть сделан обоснованный вывод об а) эффективности медиавоздействия; б) безопасности медиавоздействия. Необходимо использовать методы (минимум один) психологической экспертизы для обоснования выводов ( контент-анализ, опрос, фокус-группа и т.п.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.6 * Активность на занятиях + 0.4 * Психологическая экспертиза медиапродукта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, Доценко, Е. Л., 2003
  • Психология массовой коммуникации : учебник для вузов, Алалыкина, Н. Н., 2008
  • Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Богомолова, Н. Н., 2010