• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Теория и практика нарратива

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и практика нарратива» предлагает студентам-бакалаврам ФКМД рассмотреть основные понятия нарратологии как при анализе текста, так и при его воспроизводстве. Курс включает в себя изучение понятий «история», «событие», «сюжет» и его структура, «персонаж», «точка зрения» и другие. Для анализа студентам предлагаются примеры из русской и зарубежной прозы XX века (А. Платонов, В. Набоков, С. Беккет, Х. Кортасар, Дж. Сэлинджер, Р. Акутагава и др.), на материале которых возможно изучение разных типов повествований, моделей рассказчиков и воспринимающих субъектов. В качестве итогового задания студенты смогут поработать над трансформацией литературного текста в различные формы медиатекста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов представление о базовых категориях и понятиях теории повествования, отработать навык применения теоретических основ на историко-литературном материале, познакомить студентов с основными типами и свойствами нарратива, его элементами. В рамках курса студентам предлагается аналитический практикум по работе с художественным текстом, предполагающий нарративный анализ художественных произведений, при работе с которыми студентам дается возможность выработать и закрепить навык академического, критического и творческого письма. Результирующая часть курса предполагает выполнение творческого (проектного) задания по трансформации литературного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определение нарратива, его типы и структуру.
  • Знает определение текста, его свойства и типы.
  • Знает организацию субъектной структуры повествовательного текста, владеет навыками анализа субъектной организации текста.
  • Распознает и воспроизводит разные типы повествования, линейное, нелинейное, владеет представлением о структуре сюжета и его функциях.
  • Способен сформулировать понятие события в повествовательном тексте, его свойства, функции в повествовательной структуре текста.
  • Умеет определять и воспроизводить различные модальности текста, использовать их при построении наррации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное (установочное) занятие. Цель и задачи курса, общий обзор программы, структура оценивания, домашние задания и итоговый проект. Понятие текста. Понятие художественного текста, его признаки, отличия от нехудожественных текстов. Понятие литературного текста, его признаки (вымысел, воображение, дистанция, фикциональность и др.). Отличия литературного текста от других типов художественных текстов (коротко). Основной аппарат курса.
  • Нарратив и нарративность. Понятие нарратива (повествования). Основные понятия нарратологии (необходимые для анализа повествовательного текста): событие, нарратор, его типы, ненадежный нарратор, наррататор, точка зрения. Устройство повествования: модели, типы. Линейное/нелинейное повествование, модальности повествования.
  • Нарратив и нарративность (продолжение). Время в повествовании. Временные и вневременные связи. Организация пространства в повествовании, основные техники, установление пространственно-временных связей, их разрушение. Создание временных и пространственных пересечений, сопоставлений и создание временного и пространственного вакуума. Жанр и нарратив: понятие нарративного ожидания, горизонт ожидания читателя.
  • Понятие нарративности как свойства повествования, характерного не только для литературных произведений (нарративность в изобразительном искусстве, в фотографии, в театре, в кино). Нарратив в литературе и в кино (сравнительный аспект). Принципы репрезентации, отличия, «тотальная видимость». Разность в повествовательной, изобразительной, субъектной организации. Способы организации времени, пространства и модуса повествования (в сравнении).
  • Модальности текста. Создание реального и всех типов ирреального в литературном и кинематографическом текстах (сравнение): потенциальное, желаемое, воображаемое, онирическое, мнемическое. Сопоставление эффектов, производимых на читателя и зрителя при экспериментальной работе с модальностями текста.
  • Субъект и точка зрения; типы субъектов в повествовании, их моделирование; субъект и вещь. «Чужое» слово, несобственно-прямая речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа по теме 1
    Критерии оценивания: Использование теоретического аппарата курса, дополнительной литературы по теме, соответствие письменной работы теме и структуре задания, ясность изложения, стиль, соблюдение дедлайна. За нарушение дедлайна снимается 4 балла. Работы с нарушением дедлайна принимаются не позднее, чем через 10 дней после установленной даты.
  • неблокирующий Письменная работа по теме 2
    Критерии оценивания: Использование теоретического аппарата курса, дополнительной литературы по теме, соответствие письменной работы теме и структуре задания, ясность изложения, стиль, соблюдение дедлайна. За нарушение дедлайна снимается 4 балла. Работы с нарушением дедлайна принимаются не позднее, чем через 10 дней после установленной даты.
  • неблокирующий Письменная работа по теме 3
  • неблокирующий Письменная работа по теме 4
  • неблокирующий Активность на семинарах в 1 модуле
    Активность фиксируется в онлайн-ведомости после каждого семинара, ссылка на ведомость опубликована на странице курса в гугл-классе. За (хотя бы один) развернутый содержательный ответ в течение 1 пары ставится один плюс, за работу в течение 2 пар - два плюса.
  • неблокирующий Творческое задание
    Трансформация литературного текста из материала курса в одну из медийных форм на выбор. Задание выполняется в проектных группах (4-5 человек), состав групп и выбор материала утверждается не позднее 5 ноября, защиты проектов проходят очно в конце ноября-начале декабря. На выступление одной группе дается 20 минут (максимум), обсуждение проекта - 10-15 минут.
  • неблокирующий Активность на семинарах во 2 модуле
    .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.15 * Активность на семинарах в 1 модуле + 0.3 * Творческое задание + 0.15 * Активность на семинарах во 2 модуле + 0.1 * Письменная работа по теме 2 + 0.1 * Письменная работа по теме 3 + 0.1 * Письменная работа по теме 4 + 0.1 * Письменная работа по теме 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симмонс А. - Сторителлинг. Как использовать силу историй - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-91657-507-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62262

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Макки Р., - 4-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 456 с.: ISBN 978-5-91671-183-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913183
  • Кесенбери У., Брукс К. - Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-714-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62367